Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Письма о Христианстве-9

Мир и его Творец

1. Творец есть Единый по сущности и Триединый по реальному различию в Нем ипостасей. Он существует вне времени, в Вечности и совершенно всеобъемлющь. В нем совпадают тождественное и иное, единое и бесконечное, максимум и минимум. Ему ничто не противоположно. “Подлинно и всецело Единое не имеет различия; не имеющее различия стоит вне всякого отношения; не обладающее отношением, естественно, является беспредельным и безначальным. Стало быть, только Божественное безначально, беспредельно, не имеет отношения и различия, поскольку, как простое, Оно есть Наиединственнейшее Единое” (преп. Максим Исповедник). О том же говорит и средневековый католический философ Николай Кузанский “Максимумом я называю то, больше чего не может быть. Но такое преизобилие свойственно Единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью, то ему ничего и не противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то Единое, которое есть Все. В нем Все, поскольку он максимум, а поскольку ему ничего не противоположно, то с ним совпадает и минимум”. Бог — совершеннейший Абсолют, Он всецело Един и всецело Бесконечен, совершенно прост, обладает полнотой бытия, не состоит ни с чем ни в каких отношениях, не имеет ничего вне Себя и ни в чем не нуждается.

2. Бог не испытывает развития Сам в Себе. Все “развитие” Божества закончено в вечности и Оно совершенно не нуждается ни в каких изменениях или прибавлениях: “Единица, искони двинувшись в двоицу, остановилась в Троице. Единица приходит в движение от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы, Троица замыкается в совершенстве, ибо она первая преодолевает состав двоицы. Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, второе — противоречащим порядку” (свт. Григорий Богослов). Богу по самому естеству присуще быть Троицей, ибо Троица — совершенное превосхождение как одинокой единичности, так и дурной множественности. Богу ни к чему быть ни Единицей, ни миллионицей.

3. Бог не нуждается в Творении. Оно ему ни для чего не нужно, поэтому допытываться о причине сотворения мира — бессмысленно. Если бы Бог не мог обойтись без творения, то мир уже не был бы произведением Его свободной воли, но чем-то необходимым для самого Бога.

Необходимсть бывает двух видов:
а). Когда что-то вынуждает то или иное существо к тем или иным действиям. То есть существо может быть и не хочет чего-то, но все равно должно это делать. Мы должны учиться, чтобы получить диплом, должны есть, чтобы жить, должны защищаться, чтобы выжить. Другими словами, нам чего-то не хватает и мы выведены этой нехваткой из состояния равновесия. Подобной необходимости для Бога нет, и быть не может. Если Ему чего-то не хватает (пусть даже и очень хорошего), то никакой Он не Абсолют, а так — божок.
б). Второй вид необходимости никак не связан со свободой воли. Это — необходимость естественная. Зажженый факел не может не давать света, мы, люди, не можем не иметь крови или не выделять слюны, мы, наконец, не можем не быть. Мы можем добровольно перестать жить, но факта нашего бытия это не отменит. Подобной “естественной необходимостью” в Боге порождается Его, так сказать, внутренняя структура: простота, бесконечность, абсолютность и, что особенно важно, вечное рождение Отцом Сына и вечное изведение Им Духа. Даже у людей воспроизведение себе подобных является делом естественной потребности и необходимости. Человеческая воля может только воспрепятствовать реализации этой потребности. В Божестве же вечное рождение Богом единосущного Бога являетсяделом абсолютной естественной (ни в коем случае не принудительной) необходимости. Нельзя сказать, что Отец может не рождать или же не может не рождать Сына. Он Его попросту рождает и это не является проявлением “деятельности” Отца, а простым фактом Его бытия. В этом смысле Отец, Сын и Святой Дух “необходимы”, а вот творение не может быть подобным образом необходимо.

4. Творение может быть результатом только свободной деятельности.
Нет и речи о том, чтобы Бог был вынужден сотворить мир. “Причина стольких красот не вынужденна; иначе они окажутся делом кого-либо другого, а не Бога; потому что необходимость исключает произвол” (Ефрем Сирин). Мир не может быть и “необходим” Богу, тогда он был бы Самим Богом и Творец, так сказать, штамповал бы свои подобия, размножался клонированием. Но тогда творение не было бы никаким творением, а рождением, то есть частью внутрибожественной жизни. Согласно преп. Иоанну Дамаскину: “Рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание извне и не из сущности творящего и созидающего, и совершенно неподобно (по естеству)”.
Мир не может возникнуть иначе, как через свободную волю и свободную деятельность Творца. Только так можно понять имеющееся налицо его тотальное отличие от Бога. И только так можно осмыслить причину его не вынужденного необходимостью создания. Творение может быть понято только как акт Божественного Произвола. Иначе оно становится бессмысленным.

5. Свободное творчество может создать только Иное, по сравнению с Богом, только отделенное от Него онтологической границей. Эта граница между Сущностью Творца и сущностями творений абсолютна и неснимаема, иначе воцарился бы полнейший хаос. Творение, по словам блаж. Августина, Clamant quod facta sint. Clamant etiam quod seipsa non fecerint: ideo sumus, quia facta sumus; non ergo eramus antequam essemus, ut fieri possemus a nobis. Nihilque in ea esse quod ad Trinitatem pertineat, nisi quod Trinitas condidit. [Вопиет, что создана, — вопиет, что сама себя не создала: потому существую, что создана; и не было меня, пока не стала, и не могла произойти от самой себя. Нет в ней ничего относящегося к Троице, кроме разве того, что Троица ее создала].

6. Творение “из ничего”, не означает, что было некое “Ничто”, предшествовавшее Бытию, некий резервуар, откуда как бы извлекались сущности. Это Ничто было бы противоположно Богу. Но Богу ничего не может быть противоположно, Он — Абсолютный Максимум, совпадающий с Абсолютным Минимумом, наиединственнейшее Единое. “Подлинно и всецело Единое не имеет различия; не имеющее различия стоит вне всякого отношения; не обадающее отношением, естественно, является беспредельным и безначальным. Стало быть, только Божественное безначально, беспредельно, не имеет отношения и различия, поскольку, как простое, Оно есть Наиединственнейшее Единое” (Максим Исповедник). Под “Ничем”, из которого сотворен мир должно разуметься совершеннное чистое Отсутствие, реальный факт отсутствия чего-либо помимо Бога. Проблема “Ничто” — это проблема ловушки языка: раз есть слово, то оно должно означать нечто имеющее место.
В том-то и дело, что до Творения не было ни только чего-то, но и ничего тоже не было. Это не значит, что Бог творит “из себя”. Это было бы творением по необходимости и простым распространением Себя. В Творении же Бог полагает рядом с Собою нечто абсолютно новое, нечто прежде не бывшее и не существовавшее ни в каком виде. Творческое слово Бога создает действительность из абсолютной невозможности. И всякая сущность, которая не сотворена тем самым и абсолютно невозможна. Если не положено волей и замыслом Творца места в мире для мышеыхо или бурзидона, то, как бы мы не упражнялись в мысленном конструировании подобных существ, их не будет. Впрочем, если они мыслимы, то им дано место хотя бы в мысли. Но ведь можно представить себе объем даже и Немыслимого и не могущего быть помысленным, и все Немыслимое находится в чистом отсутствии.

7. То же, что существует, существует не благодаря какой-то преобразовательной деятельности над Ничто, а благодаря чистому Божественному “Да будет!”. В этом “Да будет!” полагаются и возможность бытия, и само бытие, и возможность действий сотворенной сущности и цель этих действий. Полагается онтологическая триада, универсальная для каждого сотворенного существа: сущность (ousia) — сила (dynamis) — действие (energia). Сущность — внутреннее содержание, совокупность свойств и возможностей любой вещи. Сила — присущее вещи движение, направленное на самоосуществление и самопроявление. Действие — полное осуществление вещи, реализация ее цели в бытии. Направление Силы формируется смыслом (logos) — являющимся внутренним принципом, идеей движения и порывом (eros) — волевой устремленностью к достижению вожделенной цели.
Этим задана динамика бытия мира. Бог творит Сущности не тождественные Ему, дает им Силу и задает осуществить некое Действие — полное Соединение (не слияние!!!) с абсолютным и совершенным бытием Бога.

8. С этим связаны два понимания совершенства мира.

а). Сам в себе и для себя мир совершенен. И в замысле Бога и в его воплощении все слажено, пригнано, согласовано. Мир выходит из рук Бога как совершенное произведение. “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”(Быт. 1, 31). В бытии сотворенного есть два аспекта: Эон и Хронос — аспекты вечности и времени. Бог существует вне времени, оно не только не властно над Ним, но и полностью чуждо Ему (С чего некоторые взяли, что Бог связан временем, я не пойму. Бог сотворил время, а в этом времени уже творил мир, сознательно соразмеряя Свой творческий акт с временной длительностью). Для Бога характерна по словам Августина celsitudo semper praesentis aeternitatis [“высота присносущей вечности”]. Вечность Бога именуется в Христианском богословии Айдион. Бог творит время вместе с миром. Procul dubio non est mundus factus in tempore, sed cum tempore [...нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе со временем], говорит Августин. “Время от создания неба и земли исчисляется”, добавляет Максим Исповедник.

Для твари же, согласно Максиму, характерен другой род вечности — Век (Aion). Это имеющие начало неизменные и стабильные сущности — пропорции, математические понятия и структуры, геометрия идей, управляющих миром, космические структуры, истины и т. д. Этот Эон сообщает взаимосвязанность, умопостигаемость и структкрированность миру как Целому. Он, так сказать, своей активностью (неизменность отнюдь не предполагает бездеятельности) внутренне цементирует космос. Этот космос живет во времени — Хроносе. Заполненном событиями изменении, мире постижимом не только умственно, но и чувственно. Этот мир времени и есть место приложения Силы для достижения совершенной проявленности Действия. В идеале он должен всегда двигаться к Богу. Эон и Хронос тесно связаны друг с другом, оба имеют начало в одной точке — точке миротворения и взаимно соизмеримы. Эон — неподвижное время. Время — подвижный эон. Реальная временная длительность космоса мыслима только в их взаимопроникновении.

б). Этот совершенный в самом себе мир не вполне совершенен по сравнению с Богом. Не совершенен не по злой воле или невсесилию Творца, а просто потому, что Бог Абсолютен, а мир есть Другое, по сравнению с Абсолютом. Если бы сотворенное было тождественно Богу, то оно и было бы Богом по природе, а стало быть и не было бы сотворенным свободно, но порожденным по внутренней необходимости. “Бог Имел собственную волю, не подлежащую необходимости, и не сотворил совечных себе тварей... Ибо действование Его было не по необходимости; иначе твари были бы совечны Ему” (св. Ефрем Сирин). Другими словами, “несовершенство” мира по сравнению с Богом не есть собственно несоверешенство, ибо несоверешенство есть внутреннее самонесоответствие, но нетождественность по сущности.

8. Одним из следствий этой нетождественности является отсутствие у мира и его центра — человека, естественного бессмертия. То, что имело начало должно иметь и конец по естеству. Не бессмертны даже души, даже ангелы. “Не следует называть душу бессмертной, — утверждал Иустин Философ — Ибо, если она бессмертна, то и безначальна. Душа имеет разрушимую природу и может быть уничтожена и перестать некогда жить”. Согласно Феофилу Антиохийскому человек не сотворен ни смертным, ни бессмертным, но способным и к тому и к другому, “Ибо, если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом”. На том же, в общем, настаивает и Татиан Ассириец: “Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем, она может и не умирать”. Из этого не следует, что душа обречена на смерть. Она может не умирать, но это неумирание — не есть свойство природы, но дар Божественной Благодати, некий избыток, по сравнению с тварным совершенством, который подается Богом.
Другими словами, Бог предоставляет возможность человеку и всему миру возможность превзойти совершенство тварное и достичь совершенства Божественного. “Изначально человек не только был творением Божиим, но и сыном по Духу, Которого Бог дал человеку вместе с душою. Дал же Его как бы предначаток, ибо, если, крепко держась Его, он сохранит заповеди, то благодаря сему сможет стать и участником более совершенного соединения с Богом, в силу которого он вечно пребывал бы с Ним, усвоив себе бессмертие” (Григорий Палама). Это Божественное совершенство усваивается при помощи совершенно свободной и сознательной деятельности.

8. Мир — это как бы грандиозный проект, цель которого в достижении полного равенства всего сотворенного с Абсолютом. Свобода — это не свобода выбора между добром и злом, ибо зла еще нет, а свобода движения, свобода деятельности. Дабы жить в согласии с целью своего бытия, то есть все большим усвоением себе Божественности, человек нуждался в постоянном взаимодействии (синергии) с Богом, в непрерывном общении с Ним, как с Высшей Мудростью, Высшим Благом, Высшей Справедливостью, Высшей Любовью. Только через совместное действие Единого и Иного могло быть создано высшее единство, в котором любовью и благодатию будут превзойдены все неизменные границы природы.

Письмо 1. Истина
Письмо 2. Личность
Письмо 3. О насильственной проповеди Христианства
Письмо 4. Колеса Любви
Письмо 5. Об ответственности и "приспособленчестве" христиан
Письмо 6. Прогулки вокруг барака
Письмо 7. Все краски мира кроме серой
Письмо 8. Столкновение традиций

Addenda.
1. Был ли распят Иисус Христос?
Tags: письма о Христианстве
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments