Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Письма о Христианстве-10

О нашем богосыновстве

"Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы"(Пс. 81, 6). Эти слова псалма с несомненностью провозглашают нас сынами Божиими и богами. Эта истина с принадлежит Откровению. Однако ее можно истолковать по разному.

Существуют учения, которые провозглашают человека частью Бога, маленькой частицей божественной Сущности, из которой сотворен весь мир. Сам мир понимается ими как разделение сущности Бога, принятие ею многообразных, временных форм. Такое учение некоторые философы называют "манифестационизм" — поскольку согласно им Бог проявляется в мире не Своей Силой, не Своей Премудростью и не Своим Действием, но Своей Сущностью. Манифестационизм получил в христианстве от св. Иринея Лионского свое наименование - "лжеименный гносис", или гностицизм, и считается опаснейшей ересью.

Почему?

Во-первых, - тем самым унижается Бог. Представляя дело так, что в текучих и смертных вещах нашего мира есть Его сущность мы заставляем эту Его сущность умирать, страдать, разделяться, изменяться — то есть совершать нечто Божественной Сущности недостойное.

Во-вторых, - тем самым унижается человек. Оказывается, что он есть не более чем маленькая и слабая частица бессильного Божества, которая не может стать чем-то большим, чем эта частица. Единственный путь стать чем-то большим - уничтожить самого себя, свою личность. Слиться с Божеством, полностью растворившись в нем.

Понятно, что христианин никогда не согласится ни с первым ни со вторым. И поэтому учение, что мы — сыны Божии потому, что в нас есть частица Его Сущности категорически для христиан неприемлема.

Сущность Божия есть в Его Единородном Сыне. Однако она принадлежит Ему не частично, а полностью, так же, как и Отцу. У них одна сущность, Отец, Сын и Святой Дух — единосущны. И эта единосущность дается только рождением и исхождением от Отца. Поскольку никто из нас, смертных людей или ангелов, от Отца не рождается (это рождение — вне времени, оно вечно, оно не произошло когда-то, но происходит всегда), то мы не можем называться Сынами Божиими в том смысле, в котором называется им Единородный Сын Божий. Мы не Бог, мы сотворены из ничего, мы не имеем Божественной Сущности и Божественной Природы и потому мы не Сын и не Отец и не Дух.

Человек сотворен из ничего и он — тварь, в отличие от Абсолюта — Бога. Однако по учению святых отцов цель творения человека состоит в том, чтобы он стал Богом, сделался Богом, зажил единой жизнью с Богом. Тот же самый св. Ириней Лионский, который опроверг учение о том, что человек по своей сущности есть Бог, учил: "Тот, Чьей Неизмеримой любовью мы существуем, может сделать нас тем же, что есть Он Сам". Здесь и заключена тайна Творения. Невозможно существование двух Абсолютов, двух Богов, и Бог не мог бы сотворить нас абсолютными и божественными. Но то, что неабсолютно и небожественно по своей сущности может стать абсолютным и божественным соединившись с абсолютным и божественным в единой Жизни. Человек не "частица Бога" — напротив, он сотворен из ничего, сотворен не-Богом, для того, чтобы стать Богом.

"Человек — это животное, призванное стать Богом", — говорит св. Василий Великий. "Господь воплотился, и стал человек дольний — Богом, чтобы соединиться с Богом и стать с Ним едино, но и более того — чтобы я стал Богом настолько, насколько Он стал человеком" — добавляет св. Григорий Богослов

Понятно, что человек не может стать Богом по сущности, невозможно, чтобы его сущность изменилась в сущность Бога, тогда он перестанет быть человеком и все дело будет бессмысленно. Человек должен стать Богом по Благодати, Богом, "не лишенным по благодати ничего из того, что по природе присуще Богу", как говорит св. Максим Исповедник. При этом надо помнить, что Православная Церковь учит о благодати иначе, чем католики и иные западные конфессии. Благодать не сотворена, но является "энергией", то есть силой, или жизнью Бога. Если Сущность создает саму возможность существования какой-либо вещи, устанавливает ее отличие от иных вещей, то "энергия" составляет как бы само существование этой вещи, содержание ее жизни. Действия Бога, воля Бога, творение Бога и все прочее составляет часть энергии, а не сущности. И именно к этой энергии, к Жизни Божества и должен стать причастен человек. "Тех кто причастен божественным энергиям и кто причастием действует по ним, Бог делает богами по благодати безначальными и бесконечными", учит св. Григорий Палама. Задача человека состоит в том, чтобы причаститься этим энергиям, и зажить единой Жизнью с Богом, со Святой Троицей, таким образом он и станет Богом, но только Богом не по сущности, но по энергии, по благодати.

Только поняв все это мы сможем понять подлинный смысл наименования людей сынами Божиими. Адам был сотворен для того, чтобы стать Богом по благодати, для того, чтобы зажить с Богом единой Жизнью. Тот, кто был слеплен из земного праха, кто был сотворен из ничего, был призван к тому, чтобы не изменяя своей человеческой сущности и не утратив своей личности стать по благодати всецелым Богом, таким же, каковы Отец, Сын и Святой Дух по сущности, и именно потому он и назван сыном Божиим. "Адам должен был став как бы Богом в силу обожения, - говорит св. Максим Исповедник, — безвредно и в безопасности созерцать творения Божии и получить ведение о них как Бог, а не как человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое познание сущих, благодаря претворению ума и чувства к обожению". Однако Адам предпочел пойти по другому пути, он прельстился искушением змея, быть не Богом, но "как боги", то есть не стать целым, а вообразить себя частицей Божества, подобно гностикам... И этим его падением человек лишился общения с Богом, утратил на какое-то время возможность стать действительным сыном Божиим.

Эту возможность возвращает нам только Иисус Христос — Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он становится Новым Адамом, воплощается и принимает на себя человеческую природу. Первый Адам еще и поэтому называется Сыном Божиим — поскольку является прообразом воплотившегося Единородного Сына Божия — Нового Адама. Человеческая природа была раздроблена на миллионы частей, после того, как первый, ветхий Адам пал. Человек, подобно Святой Троице должен был жить так, чтобы во множестве лиц была единая жизнь, единая человеческая энергия, направленная на соединение с Жизнью и энергией Божией.

После грехопадения эта единая жизнь человечества уничтожилась — в каждом человеке стала своя, особая жизнь — несогласная и враждебная другим людям, воюющая с ними. И только Христос примиряет в себе нашу вражду, вновь создает единое человечество, но человечество, которое уже имеет своим главой Бога, Ипостась Сына Божия. Люди отныне образует не просто единство, но единство во Христе — в Его Теле. Тем Самым и Его Воплощение, и Его Искупительный Подвиг, и Его Воскресение распространяются на всех, кто присоединится к этому Его Телу, к созданному им "новому человеку". Этот новый человек обожен Христом, поскольку человечество во Христе становится принадлежащим Божественной Ипостаси, соединяется без смешения или растворения с божественной Природой и все проникнуто божественной Энергией и божественной Жизнью.

Собственно отныне в человеке живет Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, правда только в том человеке, который присоединится к Телу Христову - Церкви. Церковь и есть Христос, распространенный на все человечество. "Не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20) — говорит апостол Павел — и то же самое должен сказать о себе каждый Христианин. После крещения он живет во Христе, а Христос живет в нем. Поэтому мы и называемся сынами Божиими, что составляем одно Тело и один Дух с Сыном Божиим. Каждый из нас, в ту меру, в которой он побеждает в себе старого греховного человека, ветхого Адама уже живет Христом и потому есть сын Божий, и есть Бог. Сын Божий не просто приходит и поселяется к нам на землю. Наоборот, он, соединив нас с Собой вводит нас в Свою Жизнь в Пресвятой Троице, наше обожение, наше превращение в богов по Благодати совершается в нем и мы, в той мере, в которой живем Христом, живем уже внутри Самой Святой Троицы. То "вечное помазание", как говорят отцы, Сына Божия Святым Духом, которое совершается в Троице, касается и нас, как соединенных с Христом. В жизни Троицы исходящий от Отца Святой Дух вечно помазывает Сына, вечно почивает на Нем. А после воплощения Сына Божия Святой Дух помазывает и почивает и на Тех, кто соединился с Сыном в единое Тело, кого Сын принял в Свою человеческую природу и напитал Божественной Благодатью.

Человек, живущий во Христе, имеет полное право на то, чтобы именоваться Сыном Божиим. Не будучи Богом от вечности, бессмертным и нетленным, не имея Божественной Сущности, человек, тем не менее, получает от Сына все, что имеет Сам Сын, получает в подарок, получает благодаря тому, что в каждом члене Церкви живет Сын Божий, и каждый член Церкви живет в Сыне Божием. Не будучи "одним" с Сыном (то есть одной и той же личностью с Ним), мы есть "одно" с Сыном (то есть принадлежим к ипостасно соединенной с Ним человеческой природе, которую Он обожил и приобщил к жизни природы Божественной).

Поэтому, будучи тварными, не-сынами Бога по нашей природе, по нашей сущности, мы становимся нетварными по Благодати Божией.

Поняв эту истину можно правильно истолковать все изречения Священного Писания, которые говорят о нашем сыновстве Богу. В Ветхом Завете они имеют либо характер указания на призвание человека, на то, чем он должен стать, в Новом Завете они относятся к тому окончательному усыновлению нас Богу, которое уже свершилось с Воплощением, Воскресением и Пятидесятницей...

Что же конкретно до изречения "Блаженни миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся...", то, по моему разумению, оно значит вот что. "Миротворчество" в данном случае — это прекращение вражды между людьми, прекращение разделения, которое было внесено в человеческую природу грехом, создавшим на месте единой жизни миллионы разделенных и враждебных жизней, превратив жизнь человеческую в непрестанную войну с Богом и с другими людьми. Христос вносит единство в человеческую природу и восстанавливает прерванное Адамом наше Богоообщение — тот мир, который не может быть достигнут никакими усилиями людей самих по себе. Поэтому блаженны те, кто в себе трудятся над установлением мира во Христе — мира с ближними и с Богом, кто побеждает разделение падшей греховной природы, и устанавливает единство, мир и любовь природы новой, получившей свое бытие в Сыне Божием с Его Вочеловечением. Тот, кто устанавливает подлинный мир.

В этом контексте слово "миротворец" имеет тот смысл, который указывает св. Василий Великий, говоря о монахах: "Общежительники (т. е., монахи) изглаждают в себе грех Адама, возобновляют первобытную доброту, потому что у людей не было бы ни разделений, ни раздоров, ни войн, если бы грех не расколол естества. Монахи суть точные подражатели Спасителю и Его житию по плоти. Ибо как Спаситель, составив собрание учеников, даже и Себя сделал общим для апостолов, так и эти. Они-то и предвосхищают блага обетованного царства в добровольном и добродетельном житии и общении, представляя точное подражание тамошнему жительству и состоянию. Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеянное естество человеческое, по мере сил своих, они снова приводят в Единение и с самим собою и с Богом. Ибо это главное в спасительном домостроительстве: во плоти привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое рассечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как лучший врач целительными средствами вновь связывает тело, расторгнутое на мелкие части"
(Св. Василий Великий, XVIII глава "Подвижнических Уставов").

Поэтому прежде чем не совершится "миротворчество" — мы не сыны Божии. Только тогда, когда устраняется наша война с Богом и преодолевается разделение общей человеческой жизни и общего человеческого естества — тогда мы сыны. Мы становимся сынами Божиими, когда в мире и любви живем во Христе с другими людьми и с Самой Святой Троицей — живем полнотой Жизни Троицы, которая подается нам Христом и Святым Духом.

Потому и говорит Спаситель: "Блаженни миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся..."

Письмо 1. Истина
Письмо 2. Личность
Письмо 3. О насильственной проповеди Христианства
Письмо 4. Колеса Любви
Письмо 5. Об ответственности и "приспособленчестве" христиан
Письмо 6. Прогулки вокруг барака
Письмо 7. Все краски мира кроме серой
Письмо 8. Столкновение традиций
Письмо 9. Мир и его Творец

Addenda.
1. Был ли распят Иисус Христос?
Tags: письма о Христианстве
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments