Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Categories:

О праве русских на Россию

Мне задали вопрос о русском национализме и о России для русских.

Поскольку задавший вопрос господин Гурболиков вынес его в отдельный пост, то я тоже отвечу ему отдельным постом.

"Политика должна стать подлинно национальной. А Россия должна стать для русских, ведь, если она не для русских, то кому к чертям собачьим нужна такая Россия, в которой русский чувствует себя неуютно, потому, что он - русский? Никому не нужна. В том числе и не русским согражданам. Вынь стержень из нации - она рухнет. И погребет под собой всех. Стержень - русские".

А в каком смысле русские -- стержень? К чему мы хотим прийти? К сохранению каких-то положительных традиций Российской империи -- или к созданию мононационального государства, государства русских? Ведь последнее -- это отказ от всего, чем была Русь и Россия, которая наследовала Византиии!

В Восточной Римской империи (которая была многонациональной), которую мы и называем Византией (сама держава так не называлась), были очень чёткие условия того, как стать "своим", то есть истинным гражданином: 1. Принятие Православного христианства; 2. Подчинение законам; 3. Уплата налогов. При этом для занятия любых государственных должностей (в том числе это могло быть и императорское достоинство!) формально было необходимо ещё и эллинистическое образование, то есть не просто грамотность, но знание классического древнегреческого языка, например. Принцип прямой принадлежности к латинскому или греческому этносу не являлся при этом определяющим.

При исполнении такой "конституции" не-грек мог стать даже императором. Что не раз происходило за тысячу что лет существования империи. Основу идеологии составляла убеждённость, что Ромейский император (независимо от кровной принадлежности) является единственным и главным государственным защитником мирового Православия и Церкви Христовой. Стержнем были православность. И эллинизм -- но именно как культура, первой принявшая Христа. СтОило только императору пойти (пусть и перед лицом угрозы государству!) на реформу веры в виде унии с папским Римом, как грянула катастрофа, какой уже было не пережить. Граждане вовсе лишились понимания, ради чего сражаться. При огромном населении города, некому было оборонять стены Константинополя. И даже ужас перед иноплеменным нашествием ничего не изменил. Потому что никакую "империю для греков, для ромеев" без Православия граждане не мыслили. И не могли найти смысла ни в борьбе за державу, ни даже в самосохранении какой-либо нации.

Примерно такую же оценку и само-оценку (Православие как цель и смысл) восприняли от Ромейской империи и Московское царство, и Российская империя. Да - русскость была стержнем. Но опять-таки не по принципу кровности и происхождения, а по вере и Традиции, в первую очередь,духовной. И поскольку такие вот верные граждане Церкви и подданные монархии были опорой веры и целеполагания, то они и находились под особой защитой. Они становились стержнем не в силу закона, а по факту особого служения. Потому и сами были охранены.

Если мы от этой "византийской" установки твёрдо решили отказаться (что сейчас демонстрирует и власть, и бОльшая часть русского сообщества), то надо довести до конца то, к чему вопреки замыслу, вела безумная логика революции. Она через уничтожение прежних смыслов оставила после себя национализм без веры и Закона. И если мы смирились, то требуется выбирать некую территорию компактного проживания (по типу государства Греция, которое хотя и православное формально, но никак несравнимо с Восточно-Римской империей) и там собрать всех этнически русских, выгнав остальных. И принцип тогда сведётся преимущественно к языку и происхождению.

Логика, которой мы стали руководствоваться, пока ведёт нас в этом направлении. Неизбежно.


***

Я не вижу ни одного доказательства тезиса, что "создание мононационального государства, государства русских -- это отказ от всего, чем была Русь и Россия, которая наследовала Византии!". Я не сторонник превращения России в прибалтийскую этнократию, но тезис, что "всё чем была" Русь и Россия - это скопище народностей, жирующих за счет русского простонародья, мне представляется и антиисторическим и русофобским. По сути это повторение с обратным знаком тезиса известного А. Широпаева о России как о тюрьме русского народа. Конечно же Россия и русские не сводятся к многонациональности и, более того, многонациональность не составляет принципиальную черту русской истории. Русский народ не зависит от того, мешают ему или помогают в другие народы в историческом делании и именно поэтому он как правило к ним дружелюбен и охотно приглашает к совместному творению русской истории.

Причем здесь Византия - я тоже не очень понимаю. Большую часть Ромейской истории представители других народов не убивали греков на улицах Константинополя только за то, что они греки. Представители самых разных национальностей становились императорами, но при этом никто из них не размахивал своим исаврийством, армянством, сирийством как антигреческим знаменем. И напротив, когда в Византии появились венецианцы и генуэзцы их презрение к грекам вызвало самый отчаянный всплеск греческого национализма, который был существенным фактором последних веков Византийской истории. Вы кстати воспроизводите довольно популярную в литературе, но совершенно не историчную точку зрения на конец Византии. Мол император отступил от православия, остался голый национализм, и греки не захотели такую империю защищать. На деле, предательство православия стало составной частью общей антинациональной западнической политики, проводившейся многими василевсами со времен Мануила Комнина. Ромейское простонародье обнаружило, что оно больше не является хозяином в своей стране - подлинные хозяева - итальянские купцы. Именно в их руках экономика, торговля, деньги, а стало быть и двор. Немногих, кто пытался проводить прогреческую политику, как Андроник Комнин, убивали, посмертно выставив жуткими извергами. Именно антинациональность политики василевсов, полная сдача контроля над страной иностранцам, и привели к итоговому краху. А униатство было лишь одним из аспектов этой антинациональной политики.

В современной России, где создавший это государство, язык, и культуру народ поставлен именно в положение неравноправного и унижаемого, народа, представителей которого можно отстреливать на улицах не обинуясь. Так что способ избрания василевса ромеев применительно к актуальному положению русских, боюсь никого не волнует - ни в правящих кабинетах, ни на Манежной. Нам бы остаться в живых.

Про то, что национальная логика якобы ведет нас к отречению от Православия и к скучиванию русских на компактной территорией с потерей всего остального - мне это представляется ошибочным суждением, если не сказать более. Во-первых, православие - это часть русской национальной традиции. Большинство русских людей на протяжении большей части русской истории были православными. Большая часть великих русских людей были православными. Православная традиция является одним из важнейших достижений русского творчества в области духовной культуры, а русская культура - плод этой традиции. Тот, кто не понимает этого и отвергает это - нерусь, попросту не знающая и не желающая знать свой народ. Человек может не веровать в Бога, - это его личная беда, но если он говорит, что он русский националист, но при этом презирает великие достижения русской нации, то он не националист.

То же и с территорией. Вся современная Россия и большая часть территории Российской Империи - это пространство осуществления исторической судьбы русского народа. Почему и ради каких доктрин он должен отрекаться от своей земли, политой кровью наших предков, - для меня загадка. Если кому-то не нравится в русской России, пусть они уезжают. Русские никуда уезжать и никому ничего сдавать не должны. Противоположная позиция - это, подчеркну еще раз, не русский национализм, а широпаевщина то есть обратная сторона антинационализма. Вот Вы предлагаете последовательно антинационалистический дискурс, прибегая только с обратным знаком, к тем же аргументам, к тому же "или-или", что и широпаевцы. И это совпадение доказывает, что они _не_ националисты.

Русский национализм - это национализм православный, в том смысле, что он требует и от верующего и даже от неверующего уважения к национальной культуре и к духу нации, это национализм имперский, в том смысле, что имперское строительство рассматривается как естественное осуществление исторической судьбы русской нации. И это национализм гражданский - в том смысле, что требует подлинного равноправия и равенства гражданских прав для всех народов нашей страны. Что в текущей реальности означает возвращение полноправия русскому народу, возвращения ему подобающего места в России, возвращение признания и его великой исторической роли и прав как народа, составляющего большинство граждан.

Если говорить об альтернативах, то альтернатива России для русских только одна - та, что русский народ отвернется от "России" как государства РФ и отстроит свое новое государство, которое однако, несомненно, будет, и национальным, и имперским, и сущностно православным. Просто прежде чем это произойдет, придется пережить много скорбей, которые умножают те, кто отказывает русским в праве на Россию.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 16:27: Думали если мы в Питере снимаем Достоевского, Станиславычи прекратятся? Ничего подобного! Поговорим о кино. Я составил рейтинг…

  • Мои твиты

    Пн, 19:18: Петербургский музей-квартира Достоевского обзавелся отличной невероятно емкой литературной экспозицией. А в целом Петербург по…

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Мои твиты

    Вт, 16:27: Думали если мы в Питере снимаем Достоевского, Станиславычи прекратятся? Ничего подобного! Поговорим о кино. Я составил рейтинг…

  • Мои твиты

    Пн, 19:18: Петербургский музей-квартира Достоевского обзавелся отличной невероятно емкой литературной экспозицией. А в целом Петербург по…

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…