Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Басня о соловьях

По счастью среди оппонентов есть не только люди кричащие сами себе в уши, но и спорщики вполне компетентные, понимающие и содержание и интеллектуальный контекст дискуссии о Европе, Праве и т. д.. Это чрезвычайно приятно - выношу обмен мнениями и о правовой доктрине славянофильства в отдельный пост.





From:
marija_k
Date:
Август 20, 2011 11:45 pm none (UTC)
IP Address:


<input ... > Удалить Spam Скрыть Заморозить Track This


(Link)





Право или Правда?

Давайте начнем не с «коллективного Мирзаева» (с которым, на мой взгляд и так всё ясно). Давайте начнем со славянофилов. «Вместо Права они выставляли идеал Правды, живого и одушевленного нравственного суда. … Безнравственная власть не ограниченная законом чудовищна. Но славянофилы этого видеть не хотели, и продолжали проклинать Бездушную Гарантию, а на аморальное насилие просто закрывать глаза».

На мой взгляд, это совершенно неадкватная оценка воззрений славянофилов по поводу Права. Не было никакого «вместо». Было расставление приоритетов, естественное для верующих православных людей. Попытаюсь сформулировать основное в их взглядах на Право и Правду (в основном, по работам Хомякова, Киреевского, Аксакова):

1) Русская культура отдает приоритет внутренней правде – нравственным идеалам. Закон (Право, внешняя правда) при этом отнюдь не отрицается, ему просто отводится подчиненное положение.

2) Нравственной личности нет надобности в формальном законе (Т.е. такие люди не творят зла не потому, что есть закон, а по внутреннему убеждению). Закон создается для духовно слабых людей. Этих людей закон удерживает от совершения зла по отношению к другим членам общества.

3) Закон должен соответствовать нравственности и выражать ее духовные начала – принципы справедливости и добра. В случае противоречия Права и нравственности – выбор (личный выбор человека) должен делаться в пользу духовно-нравственных ценностей.

Учение славянофилов о Праве и Правде отнюдь не означает нигилистического отрицания Права как внешней правды. Главное в их размышлениях – признание условной, земной, бренной ценности Права, не способного одними лишь своими средствами создать нравственно благополучное общество и являющегося лишь низшей ступенькой в совершенствовании духовных начал. Славянофилы отдавали первенство внутренней правде, а за Правом признавали ценность в смысле совершенствования внешних форм совместной жизни людей, при которых сохранялся бы мир, устойчивость и по возможности исключались бы проявления зла.

Главным недостатком западной системы Права славянофилы считали то, что оно оказалось духовно выхолощенным и полагало своим достоинством свободу личности от каких-либо абсолютов, в том числе и свободу совести – или точнее – свободу от Бога. Обмирщение культуры привело к признанию за юридическими установлениями некоего священного значения, в то время как последние выполняли лишь охранительную функцию в находящемся в постоянной борьбе обществе, удерживая его от катастрофы.

В царстве ценностей праву принадлежит подчиненное место – вот, в сущности, на чем настаивали славянофилы. «Человек – это его вера», – утверждал Киреевский, и отсюда логически вытекало, что вне скреп веры всякие социальные связи окажутся чрезвычайно хрупкими, всякая национальность и тем более го сударственность – беспочвенной, всякое право - шатким и пустопорожним» (Устрялов).

PS. Не вижу в таких взглядах славянофилов никакой помехи для борьбы с условным “Мирзаевым”. И препятствий к конституционному закреплению прав русского народа также не вижу. Правовая процедура на Западе сильнее Сговора также далеко не всегда и обеспечивается отнюдь не «обожествлением» Права, а контролем общества. Там, где общество (пока) сильнее, Сговор не возможен. Там, где общество слабее или равнодушно к проблеме – увы.







[User Picture]


From:
holmogor
Date:
Август 21, 2011 12:10 am none (UTC)
IP Address:


<input ... > Edit Удалить Скрыть Заморозить Track This


(Link)





Поймите меня правильно - по сути у нас разногласий в общем нет. И по большинству пунктов я сам классический славянофил, за исключением трех. 1. Отрицание Права, 2. Учение о негосударственности русского народа, 3. Вера в скорый закат Европы.

Но, тем не менее, Вы даете именно что смягченную и приглаженную версию правовой доктрины славянофильства, аккуратно убрав из нее острые углы. Напротив, у Аксакова сотоварищи она была с острейшими углами:

"Гарантия не нужна! Гарантия есть зло. Где нужна она, там нет добра; пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет доброго, чем стоять с помощью зла. Вся сила в идеале. Да и что стоят условия и договоры, коль скоро нет силы внутренней?.. Вся сила в нравственном убеждении. Это сокровище есть в России, потому что она всегда в него верила и не прибегала к договорам" - это К.С. Аксаков. Создатель собственно политической доктрины славянофильства.

Кстати как раз у Устрялова вполне себе беспощадный по сути разбор этой доктрины.

"Когда читаешь некоторые страницы К. Аксакова, убеждаешься, что идея "святости" настолько вытесняет в его сознании принцип честности, что в порыве увлечения он едва ли не готов считать честность пороком. Разумеется, подобное игнорирование иерархии нравственных ценностей, "смешение граней", извращение этической перспективы, -- являлось существенным изъяном как русской психологии, так и славянофильской доктрины".

Тезис о подчиненном значении права в царстве ценностей плох тем, чем плоха любая апелляция к нематериальным и неинституциональным ценностям, - очень трудно отличить где правда, а где подделка. Где блаблабла, а где действительность. Апелляция к идеальному в наш век лжи легко может быть не более чем заглушкой для лжи, зла, кражи, насилия. Бьют в рожу. "А ты смиряйся". Залезли в карман "Не в деньгах счастье". Царит произвол. "Не народное дело лезть в государевы дела" и т.д.

Славянофилы явно недооценивали радикальность зла в человеке, - о чем очень хорошо говорит тот же Устрялов в другой своей работе о славянофильстве. И именно поэтому на нравственный поступок возложили гораздо больший груз, чем он в реальности мог вынести.

"В результате обычно получается то, что жизненная проверка всех этих возвышенных надежд скоро обнаруживает их некоторую практическую неприспособленность, некоторую долю заложенной в них оптимистической близорукости. Зло неизменно оказывается значительно сильнее и "реальнее", чем его рисуют в своих отвлеченных построениях идеалисты и романтики всех стран".

И еще позволю одну устряловскую цитату - относительно следствий для страны увлечения власти славянофильским оптимизмом.

"Быть-может, трагедия петербургской России заключалась, главным образом, в том, что над самою русскою властью слишком тяготели извращенные отзвуки своего рода "славянофильских" предрассудков. Анализ официальной идеологии русской власти ХIХ века вскрывает в ней наличие ряда "романтических" преданий, сослуживших ей, как теперь очевидно, печальную службу. Стремясь сохранить в чистоте "древние устои самодержавия", фанатически отстаивая "охранительные начала" quand mкme, русские цари мало-по-малу становились в жестокое противоречие с тем центральным и по существу своему глубоко плодотворным принципом петербургского периода, -- принципом великого государства, построенного на фундаменте права, которому история заставляла их служить".

Самодержавие в какой-то момент поверило в славянофильскую реакционную утопию и, как следствие, не меняясь нравственно в лучшую сторону, не реализуя на деле тот духовный образ самодержавия, который рисовали славянофилы, охотно убаюкивало себя риторикой о негосударственности народа, о священности царства и т.д. Результатом стало лишь торможение становления правовой  составляющей государственности и одновременно крушение царской власти, от которого России уж точно лучше не стало.

Все нулевые мы находились в чем-то в аналогичной ситуации, а именно в плену оптимистического патриотического словоговорения. И я конкретно был одним из соловьев генштаба в этом сомнительном жанре. Выдающимся может и не по красоте слога, но уж точно по силе и сгущенности розовой краски оптимизма. В результате мы получили воцарение радикального зла вкупе с нежеланием и неспособностью государства оказать этому злу хоть какое-то сопротивление. Зловещие молчание всех власть предержащих над трупом Буданова было для меня лично таким символом этого нежелания и неспособности.

Выяснилось, что пока соловьи генштаба  пели - Васька слушал да ел. Выслушивая песни о благодетельности национально ориентированного деспотизма и о существующей власти как единственной защите от ада повторения западнического переворота, Васька накручивал себе на ус лишь одну сторону дела - "деспотизм - хорошо", "боятся потрясений - значит будут слушаться". И напротив, любая национальная и социальная программа пролетала у него мимо ушей, ею соловьи кормили в основном самих себя. На выходе мы получили безнаказанность убийц, полицейскую инстанцию, которая за провозглашение национальных принципов уже намеревается вводить запрет на профессии, и предательство патриотических интеллектуалов, которые на свою соловьиную роль оказались неспособными посмотреть мало-мальски критически. И продолжают восхвалять благодетельность национального деспотизма в эпоху, когда деспотизм уже переламывает сапогом шейные позвонки нации.

Вот допустить еще раз соловьиную ошибку - нельзя. Ни в политической практике, ни в теории. Если материальное меньше идеального, то тот, кто говорит об идеальном и призывает нас к идеальному пусть начнет с материального. Думаю, это сегодня может быть надежным критерием. Если нам говорят что Правда выше Гарантии, то пусть дадут "низшую" Гарантию, и мы охотно примем высшую правду. Если же выясняется, что Гарантию нам дать не хотят, то, значит, и все разговоры о Правде были ложью и отведением глаз для удобства деспотизма и насилия. И Правда в этой системе лжи была на самом-то деле нипричем.

Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…

  • Мои твиты

    Вт, 11:25: Заключительный выпуск Муравьевского цикла - самый важный. https://t.co/DZ75bce6Ia Это рассказ о настоящей русской революции,…

  • Мои твиты

    Пн, 08:36: Только что опубликовано фото https://t.co/koSvz5BPZn Пн, 10:20: Задзенил свои мысли о Евгении Онегине как о романе культурных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…

  • Мои твиты

    Вт, 11:25: Заключительный выпуск Муравьевского цикла - самый важный. https://t.co/DZ75bce6Ia Это рассказ о настоящей русской революции,…

  • Мои твиты

    Пн, 08:36: Только что опубликовано фото https://t.co/koSvz5BPZn Пн, 10:20: Задзенил свои мысли о Евгении Онегине как о романе культурных…