Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Меня тут за этот текст косвенно (и совершенно ложно) обвинили в призывах к "антиаскетической реформе Христианства"

Существенное уточнение - у меня нет и не могло быть ни слова о необходимости "антиаскетической" реформы, хотя бы потому, что современному человеку аскеза нужна едва ли не больше, чем египетскому крестьянину.

Вопрос скорее в том, что некоторые деликатно называют ситуацией, что на селе "люди ощущают свою зависимость от Бога". То есть в архаическом взгляде на Бога как на Господина Случайностей и Владыку Несчастий. Пределом такого взгляда является объязычивание христианских представлений до уровня "Боженька покарает - молнией убьет".

У Св. Отцов мы не так много встретим подобного взгляда, но чем более попсовая версия христианства нам встречается, тем в большей степени Божественное приравнивается к тому, что случайно, неподвластно, плохо. Поскольку Современный человек лучше защищен от многих "плохо", которые стали традиционными топосами поп-религиозности - защищен от голода, эпидемий, детской смертности, рабства, превратностей судьбы и т.д., его столкновение с негативным гораздо более управляемы и упорядочены, то "Бог" такой версии религии (не обязательно Христианства) оказывается Богом неудачников, ненормальных и неизлечимо больных, что, кстати, соответствующим образом сказывается на составе прихожан.

Между тем взгляд на Бога как на "Бога случайностей и неприятностей" оснований в Предании имеет не то чтобы много. Во всяком случае не больше, чем взгляд на Бога как на подателя благ и устроителя доброй жизни.

Спору нет, когда человеку страшно и плохо он вспоминает о Боге. Я вот боюсь быстрой езды и самолетов, поэтому трасса и авиаперелет меня располагают к молитве как мало что еще. Но, при этом, я отчетливо понимаю, что Христианство не может _паразитировать_ на человеческих страхах. А в условиях, когда изрядная часть зоны этих страхов сокращается, когда многое из ужасного уходит из повседневности, а многие из повседневных современных страхов напротив рассматриваются с религиозной точки зрения как _последствие греха_ (например наркомания), то получается, что речь идет не об утешении, а именно о паразитировании, когда "верующие" как коршуны слетаются на каждого у которого случилось или едва не случилось несчастье. А тех, у кого не случилось запугивают в стиле: Вот ужо случится, тут-то вы и помолитесь.

Несчастье не может и не должно быть единственной гранью жизни в которой человек вспоминает о Боге. Церковь не может и не должна быть институтом повышенно заинтересованным в человеческом несчастье.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments