Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Categories:

Философия и жизненный опыт

Очень лестный для меня текст:

Оригинал взят у kornev в Философия и жизненный опыт

С точки зрения профанного сознания, «подмывание попы ребенку» – нечто отвлекающее от философских размышлений, некая бытовая рутина, из которой человек должен вырваться, чтобы обрести полет мысли. Любого на улице остановите, и он вам ответит, как нечто самоочевидное, что творчество и бытовая рутина несовместимы. А вот Холмогоров взял и превратил вполне заурядный опыт ухода за младенцем в источник философского осмысления.

***

На самом деле не знаю - возраст это, или опыт, но фокус моего мышления и в самом деле за последние годы сильно сменился - я стал очень скептично относиться к фантазированию, лакирующей действительность риторике, гремучей долести грядущих веков. И напротив, с большим вниманием начал относиться ко всему конкретному, опытно установленному и материальному. Отсюда не значит стал материалистом - напротив, последовательный интерес к материальному как правило делает человека законченным идеалистом. Быть материалистом возможно только оживляя материалистическую картину мира непрерывными утопическими фантазиями.

Как можно тех же детей считать препятствием к философскому размышлению? Что открывает тебе больше о мире ичеловеке, чем младенец, еще недавно только евший, какавший и спавший, который вот уде на твоих глазах, придерживаясь за бортики и опоры,делает первые шаги, а все заслуживающее одобрения в мире именует: "Папа".

Меня в свое время поразило это презрение у Абеляра и я подумал, что пожалуй справедливо ему отсекли его орудие, ибо нефиг:

"Что может быть общего между учениками и домашней прислугой, между налоем для письма и детской люлькой, между книгами или таблицами и прялкой, между стилем, или каламом, и веретеном? Далее, кто же, намереваясь посвятить себя богословским или философским размышлениям, может выносить плач детей, заунывные песни успокаивающих их кормилиц и гомон толпы домашних слуг и служанок? Кто в состоянии терпеливо смотреть на постоянную нечистоплотность маленьких детей? Это, скажешь ты, возможно для богачей, во дворцах или просторных домах которых есть много различных комнат, для богачей, благосостояние которых не чувствительно к расходам и которые не знают треволнений ежедневных забот".

Если тебе дети мешают - не занимайся философией.

Впрочем, в извинение Абеляра можно сказать, что, как я уже оказывал, жизнь людей его времени показалась бы нам сущим адом. Вместо толпы служанок нам прислуживают электрические машины, деткие шалости мы смываем проточной водой - холодной и горячей, детский плач затыкается не только грудью, но и соской или бутылочкой... Наверное Абеляру мы бы показались сказочными богачами. Изрядная часть древней и средневековой мизантропии должна быть списана _именно_ на крайнюю степень бытового неудобства и в самом деле унизительную для мыслящего и обостренно чувствующего человека. Я об этом, собственно, уже писал.

Но вот то, что остается за вычетом - мне лично непонятно. Если Абеляр любил процесс, но не любил результат, то Фульбер в общем был в своем праве...
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…

  • Мои твиты

    Вт, 11:25: Заключительный выпуск Муравьевского цикла - самый важный. https://t.co/DZ75bce6Ia Это рассказ о настоящей русской революции,…

  • Мои твиты

    Пн, 08:36: Только что опубликовано фото https://t.co/koSvz5BPZn Пн, 10:20: Задзенил свои мысли о Евгении Онегине как о романе культурных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments