?

Log in

No account? Create an account
Разговоры о самоопределении русского народа
Птюч-православие, или немного о православном интелектуализме 
23rd-Sep-2012 01:03 pm

Оказывается выставка "Духовная брань" - это в плане идеологического обеспечения мои старые знакомые - Роман Багдасаров, Голышев, где-то там же рядом чета Бражниковых...

Ну про Голышева у меня никогда иллюзий не было, но что Багдасаров и Бражниковы настолько не верят, на самом деле, в Бога, а верят в постмодерн - это все-таки шокирующая новость.

Как-то я надеялся, что у этого безумия есть граница. Оказалось, что нет.

И порождающая причина подобных явлений, к сожалению, понятна.

Начинается все с птюч-православия. С православненьких заигрываниий с "современной культурой".

При этом напрямую забывается о том, что "современное искусство" (и изобразительное, и словесное) - это, прежде всего, совокупность техник посягательства на святыню.

"Современное искусство" - это иеромахия.

И в этом смысле Гельман и пусси - это, конечно, аутентичное выражение "современного искусства". В рамках своей парадигмы они "в законе".

А вот православные, которые пытаются совместить православие и "современное искусство" по сути пытаются создать "православную технику глумления над святыней" - задача совершенно шизофреническая.

Но она, конечно, затягивает тонких интеллектуалов, не наделенных, при этом, большим умом.

Тонкость и величина ума - это очень существенное различие - тонкость ума состоит в том, чтобы стремиться решить любую самую сложную и абсурдную задачу.

Человек с тонким умом подобен собаке Павлова - когда зажигается лампочка задачи у него в качестве рефлекса выделяется мысль, он пытается эту задачу решить.

Но только наличие большого ума позволяет человеку понять, что есть некоторые задачи, которые не решаемы, что уже начало решения этих задач - ловушка.

"Православное глумление над святыней" - это ловушка для людей тонкого, но не большого ума в которую свалились, как вижу, многие.

И сваливается еще больше. Сейчас, я вижу, очередной круг - массовое восхваление "Орды" Прошкина - фильма имеющего ровно один посыл, - разрушить предание об исцелении святителем Алексием царицы Тайдулы. Разрушить без всяких на то источниковедческих и религиозных оснований. Просто потому что "чудес не бывает, в жизни все сложно и вообще нефиг". Задача, как я понимаю, решена отменно хорошо и даже очень умные мои знакомые этот фильм очень хвалят.

И здесь перед нами очень простая дилемма - вера философов или вера монахов, вера горожан или вера крестьян.

Последние десятилетия в русском богословии прошли под знаменем антиантинтеллектуализма. Мол, "вера простого народа - это миф", а в современном мире по настоящему верить может только интеллектуал - построение вроде бы убедительное, настолько убедительное, что оно, одно время, мне представлялось верным.

Но по плодам их узнаете их.

"Современное искусство" как эстетическая и магически-ритуальная суть всего современного дискурса, как эманация духа века сего, пришло одев балаклавы и совершило магический ритуал поверх православной святыни. И "православные интеллектуалы" отреклись от веры, от Церкви и от святыни и встали на сторону своих подлинных святынь и пророков.

А затем и начали изображать их на иконах.

Вылезло хлыстовство, на пике исступления переходящее в умственное и нравственное скопчество.

Их "христос" - Верзилов, а Толокно - "богородица".

Значит ли это, что единственная защита мысли и веры от этого безумия - Света из Иваново, показывающая казакам крестик?

В общем нет. Как там - театр актуальности и изысканности, так тут театр простоты.

В эпоху театра простая вера простого человека и в самом деле довольно беззащитна, поскольку не поддерживается ни тысячелетней толщей традиции, ни экстазом истинного пророчества.

Чтобы простая вера имела шансы в борьбе с птюч-православием ей необходимы вожди-интеллектуалы. Но только это должен быть совершенно особый тип интеллектуалов - люди, которым удалось расширить и укрепить свой ум до достижения _простой и ясной веры_.

Всё строго по Паскалю: "Я много думал и изучал, и поэтому моя вера стала столь же искренней, как вера бретонского крестьянина. Но если бы я изучал и думал еще больше, то моя вера стала бы такой же, как у бретонской крестьянки".

Вот надо понимать, что сегодня веры крестьянина - недостаточно. Нужна вера крестьянки.

Не театрализация "простой веры" (скрывающая неверие и мнимую эзотерику), не демонстративное опрощенчество, а именно достигнутая длительным размышлением и упражнением ума простота в сердцевине ума.

Такой кругооборот мысли, при котором все начинается с простой веры, переходит через мириады сложнейших и тончайших умственных сосудов, и заканчивается столь же простой верой способной на простые и ясные решения.

Я бы сказал детские и материнские решения. Ребенок всегда будет любить свою мать. Мать всегда будет защищать свое дитя.

В наших отношениях с Церковью и Богом сегодня допустима только такая же степень ясности.

Comments 
23rd-Sep-2012 10:03 am (UTC)
Вряд ли бретонская крестьянка боролась бы с постмодерном.
23rd-Sep-2012 10:09 am (UTC)
Она бы не вела с ним внутреннего диалога.
23rd-Sep-2012 10:03 am (UTC)

Егор, что Вы думаете по поводу заигрываний с "современной культурой" под прикрытием миссионерства? Я смотрю на нынешнего о. Андрея Кураева и вообще ничего не понимаю, совершенно ничего.
23rd-Sep-2012 10:13 am (UTC)
Ничего хорошего не думаю. Христианизация Гарри Поттера - это местами забавно, "Мастера и Маргариты" - уныло. Собственно мое отношение к афоризму Паскаля - прямо противоположно тому, которое у о. Андрея.

Но о. Андрей действительно миссионер. У него получается. А вот когда возникают "обезьяны Курааева" - это страшно.

Так же, как столетие назад были "обезьяны Иоанна Кронштадтского" - которые не имея ни молитвенного настроя святого, ни его веры, причащались каждый день, молились в алтаре своими словами и выделывались прочими подобными способами.
23rd-Sep-2012 10:15 am (UTC)
Есть очень интересная статья о ситуации сегодня. Хорошо раскладывается всё по полочкам.http://www.religare.ru/2_96562.html
23rd-Sep-2012 10:22 am (UTC)
Да. верная статья.
23rd-Sep-2012 10:23 am (UTC)
> Но по плодам их узнаете их.

А где, собственно, "плоды" нынешней РПЦ?
23rd-Sep-2012 10:26 am (UTC)
Примерно такие же, как и всегда. Сотни тысяч причащенных каждый день.
23rd-Sep-2012 10:27 am (UTC)
думаю, что искомая "степень ясности" - дар, когда, РАЗ - и пробило

что не отменяет работы над собой и до, и после

тем не менее...
23rd-Sep-2012 12:49 pm (UTC)
Спасибо за блестящий пост. Вот как здорово получается, когда человек пишет от сердца!
23rd-Sep-2012 02:15 pm (UTC)
Когда человек карает человека за оскорбление Бога, он тем самым, во-первых, присваивает себе права Бога, а, во-вторых, расписывается, что Богу пофиг на его (Бога) оскорбление, иначе Бог покарал бы сам.
То, что Вы защищаете - это иосифлянство, с его вырыванием языков и усекновением голов за богохульство. Так вот это - демонстрация слабости и лжи, а не силы и правды.

Поэтому нужно честно признать: караем мы их за оскорбление себя любимых. И это, вообще говоря, правильно, вот только мстя должна быть сопоставимой с оскорблением, нельзя на богохульство или кликушество отвечать увечием или тюрьмой.
А ещё лучше - потроллить в ответ: заломиться в синагогу в день субботний, с хороводом и балалайками. Вот только юды - посодють. Потому как у них нет моральной шизофрении, им мстить заповедал сам Бог. А нам - запретил. Вот и мучаемся, идиоты, вот и лицемерим, вылазя из собственной шкуры. Вроде и не убий, но когда очень хочется, то можно.

И ещё: не нужно передёргивать, сравнивая мать с Богом в необходимости их защищать. Защита Бога - не нашего ума дело, это дело Бога. А мать, кроме нас да отца, и защитить-то некому. Честь матери - святое. Как и любовь к отеческим гробам. Людей нужно сперва научиться любить, а мы всё Богу рвемся доказать свою любовь, совершенно не умея любить не то что чужих - ближних.

23rd-Sep-2012 02:22 pm (UTC)
То, что я защищаю - это именно иосифлянство. Я всегда был идейный и фанатичный иосифлянин.

А Ваши заявления что "оскорбление богов дело самих богов" - это цитата из императора Тиберия. Напомнить, _что_ сделали с Богом в правление императора Тиберия?
23rd-Sep-2012 02:46 pm (UTC)
"но что Багдасаров и Бражниковы настолько не верят, на самом деле, в Бога, а верят в постмодерн - это все-таки шокирующая новость"

Егор, я тебе об этом говорил ещё в 2007 году.

Я знал, что всё кончится именно этим, но я не знал, что это будет так скоро и так грубо.

Не могу не признать, что искушение злорадством одно из самых сильных искушений.
24th-Sep-2012 08:06 am (UTC)
Меня всегда подводит одно и то же. Вера в то, что у людей есть границы. В эпоху постмодерна границ у людей нет.
23rd-Sep-2012 06:53 pm (UTC)
Я заметил, что более не уважаемый мною искусствед Багдасаров републикует у себя в ФБ все псевдоисторикокультурные высеры г-на Понасенкова с сайта Эха. А в одном из ответов на злобный коммент сказал, что Понасенков - "новый Радзинский, и взгляды на историю нужно время от времени обновлять". Странная восторженная любовь к г-ну Понасенкову...

А уж уподобление Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич - Св. Троице (!) - выше всякого восприятия и критики. Это у него в жж, если кому интересно.
24th-Sep-2012 12:30 pm (UTC)
А Радзинский для него - историк? Это характеризует
23rd-Sep-2012 10:24 pm (UTC) - Полагаю, это не столько иеромахия, сколько неоМолдавия
Взять что-нибудь святое и сплясать перед ним на мотив цыганочки с выходом, молдавского сельского праздника или, надев балаклаву, читать похабные стишата пионэрам. Это неомолдавия, Егор. Не зря Гельман явился в Москву именно оттуда.
24th-Sep-2012 07:05 am (UTC)
Ой, не успеваю прочитать всего - поста и дискуссии, но как церковный художник просто впала в гнев! Посмотрела в статье Багдасарова роспись в чукотском храме (Билибино) - это же ужас просто. Но, между прочим, не удивлюсь, если гельмановские художники или подобные напишут свои "иконы" для какого-нибудь храма и таки повесят там их. И, главное, лжёт ведь о кризисе в церковном искусстве - сейчас ведь такой расцвет, такое разнообразие!
24th-Sep-2012 07:42 am (UTC)
Между прочим, те же Багдасаров и Бондаренко делали выставку "Предстояние. Деисис", которую о.Чаплин всячески поддерживал. Можно вспомнить и "Двоесловие/Диалог" в Татьянинском храме. Доигрались в "современное искусство" :( (из дискуссии у Чапнина)
24th-Sep-2012 08:25 am (UTC)
Собственно я это околично и вспоминаю.
This page was loaded Sep 18th 2019, 1:40 pm GMT.