?
Разговоры о самоопределении русского народа
Гребень и рога 
11th-Dec-2012 05:20 am

Элементы господского декора народ если уж воспроизводит, то С УСИЛЕНИЕМ. То есть – БОЛЬШЕ И ЯРЧЕ.

Так что неудивительно, что какой-нибудь жемчужный гребень или заколка, подсмотренная бабой, расчёсывавшей волосы барыне, может разрастись до здоровенного «кокошника», расшитого бисером и стеклярусом.

Болтин говорил, что у историка без географии случается претыкание.

У философа без истории случается неудобие.

Логичная с точки зрения здравого смысла теория, может оказаться не имеющей, однако, _вообще_ ничего общего с действительностью. Типичной "ложной этимологией", вроде произведения "Холмогоры" от холмов и гор.

Кокошник представляет собой не усложнение простого барского гребня, а упрощение и секуляризацию более древнего женского головного убора - кики. Это высокое рогатое сооружение символизировало бычьи рога и имело язычески-охранительную функцию. Кроме того, при помощи целого ряда символических украшений и изменений форм на кику записывались биография и социальный статус женщины. Поверх кики одевался еще и платок - убрус, который и был древнейшей известной нам формой славянского женского головного убора.





Замена кики на упрощенный её вариант кокошник (петушиный гребень вместо бычьих рогов - на самом деле, как нетрудно заметить у всамделишного кокошника, рога сохраняются, но загнуты вниз)



происходила не без "административного давления" - церковь не одобряла языческую кику, а кокошник столь очевидной нагрузки (равно как и ассоциаций с чертом рогатым) был лишен. При этом такое вытеснение произошло очень поздно, фактически торжество кокошника - это 19 век. И это торжество произошло во многом благодаря "этнографической" моде высших слоев. Образ кокошника начал тиражироваться как образ аутентично русского и его начали усваивать в том числе и сами русские крестьяне.

Comments 
11th-Dec-2012 03:02 am (UTC)
откуда инфа про славянскость таких рогов? а вот в европе они распространены были(пересмотрите фильм "Пришельцы")- французский про рыцаря с Жаном Рено)
11th-Dec-2012 06:22 am (UTC) - Почитайте этнографические и археологические
материалы.
11th-Dec-2012 03:33 am (UTC)
А ничего, что кика -- женский убор, а кокошник -- девичий?
11th-Dec-2012 06:21 am (UTC) - Вот здесь Вы ошибаетесь-кокошник могли носить
и замужние, и девицы.Егор Станиславич тоже не вполне прав-это довольно древняя штука, он вытеснил кику, но известен столетия.
11th-Dec-2012 08:55 am (UTC)
Ничего. Кокошник - женский головной убор. Версия, что его по правилам могли носить незамужние отвергается этнографами. А уж кто в него рядился в порядке моды в высших слоях и у художников - это уже другая статья.
11th-Dec-2012 06:17 am (UTC) - Кокошник всё ж победил к середине XVIII века-
Екатерина II ещё не старой позировала в кокошнике, и довольно высоком.

Стефано Торелли. Портрет Екатерины II в русском платье.

Edited at 2012-12-11 06:18 am (UTC)
11th-Dec-2012 09:13 am (UTC) - Re: Кокошник всё ж победил к середине XVIII века-
Не вижу связи между двумя суждениями.

Из того, что в нем позировала Екатерина, не следует, что он уже победил.

Из этого следует, что аристократия, испытав интерес к стиль рюсс заинтересовалась кокошником, поскольку кика была для этих слоев в 18 веке очевидно нелепа.

Почти полное вытеснение кики произошло только в 19 веке.
11th-Dec-2012 10:23 am (UTC) - Екатерина сама вводила моду на русское
Логично предположить, что она ориентировалась на наиболее распространённые в великорусских губерниях наряды.
Хотя было б любопытно знать, как одевалась Елизавета Петровна, по молодости плясавшая с деревенскими девками и водившая хороводы.

Edited at 2012-12-11 10:23 am (UTC)
11th-Dec-2012 08:20 am (UTC)
видели бы вы Воронежские головные уборы - там даже с петушиными перьями есть (не знаю, к сожалению, как сюда вставить)
11th-Dec-2012 09:17 am (UTC)
Да, языческое (древнее, значит) происхождение этих женских головных уборов (каркасных, высоких, с элементами лунной символики) очевидно.
Женский головной убор - закрывает теменную часть. Девичий (венец, девичья повязка) - позволяет видеть волосы.
11th-Dec-2012 11:09 am (UTC)
по-моему, это уже бесполезно.
Как можно плакать по народному костюму, когда того народа как такового уже нет?
есть нечто новое. Местами уродливое, местами прекрасное.
но оно - принципиально другое.
11th-Dec-2012 02:32 pm (UTC)
Для сравнения кокошник у швабов (юг Германии) :)
http://www.locally.de/files/fotos/nachrichtenfotos/Bernhard%20Rais/Trachtenmieder.jpg

Edited at 2012-12-11 02:32 pm (UTC)
12th-Dec-2012 10:37 pm (UTC)
Помню, в какой-то детской книжке было изображение Бабы-Яги именно в кике, и я ее паки и паки боялся :).

Вообще же, у Крылова мне радикально не нравится исподволь или намеренно проводимая им линия "где яркое пятно - там азиатчина, ну или на крайняк попросту дикость". Мало того, что это типичное plus roi que le roi même по отношению к европейскому эстетическому стандарту (к тому же воображаемому), так еще и попросту ерунда с культурно-исторической точки зрения.
This page was loaded May 30th 2023, 7:51 am GMT.