Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Еще про книги

К моему списку важных книг (1, 2).

Обнаружил, что 12 лет назад, в самом начале ЖЖ, я делал похожую вещь - перебирая книги комментировал то, что прочел. Перечитывать некоторые характеристики 11 лет спустя забавно - как я, оказывается, в свои 26 был молод, самоуверен, эгоцентричен и глуп...

Тем не менее, для кого-то мои библиографические листы, могут оказаться интересными. Не судите строго поспешность иных отзывов.



Жак Ле Гофф. Цивилизаця средневекового Запада. М. 1992

Е Феоктистов. За кулисами политики и литературы. М. 1991 Мемуары деятеля эпохи Александров II и III, близкого к Каткову. Полно сплетен, но все равно интересные.

Н. Зернов. Русское религиозное возрождение ХХ века. Paris. Ymca Press. 1991

Т.А. Чумаченко. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М. 1999. Прекрасная работа. Даже написал на нее рецензию.

Г.Г. Майоров. Формирование средневековой философии. М. 1979. Говорят, что автор на лекциях на философском поет и проповедует православие, как он его понимает. Странно. А книга для своего времени, когда никаких томищщ Августина "об истинной религии" купить было нельзя, была вполне себе...

М. Геллер. А Некрич. История России.тт.1-4. М. 1996 Четвертый том геллеровской публицистики не читал, ибо фигня по определению. Третий том про Горбачева просто мура. А вот "Утопия у власти" - книга действительно интересная при всей понятной своей ангажированности.

М.А. Барг. Эпохи и идеи. Становление историзма. М. 1987. Философия историии (именно она, а не историософия) давняя и никем не разделяемая моя любовь. А книжка была увлекательная,

Стивен Л. Хок. Крепостное право и социальный контроль в России. Петровское, село Тамбовской губернии. М. 1993 Очень полезная выпуклая картина русской крепостной деревни.

Стенли Л. Яки. Бог и космологи. Долгопрудный. 1993. Католик Тейярдистского толка, который верит в сотворение, но не верить в шесть дней - чем уже неинтересен. Ругает тех, кто и в сотворение не верит. Зачем читал - не знаю.

Л.Е. Кертман. Джозеф Чемберлен и сыновья. М. 1990. Про Чемберлена старшего - хорошо, а вот про сыновей, особенно про печально прославившегося Невилла слишком уж плакатно.

Н. С. Хрущев. Воспоминания. Избранные фрагменты. М. 1997. Действительно местами интересные. Хотя не теми, которые обычно интересуют публику.

Российские консерваторы. М. 1997. Сборник. Хорошо там про Аракчеева, Бенкендорфа, Уварова и Сергея Александровича

Сэмуэл Н. Крамер. История начинается в Шумере. М. 1991. Научпопсовая, но очень интересно написанная книжка про шумеров и прежде всего их литературу.

А.Ф. Лосев. История античной философии. в конспективном изложении. М. 1989 Очень полезная книга, особенно для тех, кого достает читать ИАЭ. Основные идеи, увязанные в целостную систему.

Особенности модернизации на мусульманском востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана и Пакистана. М. 1997. Сборник Института Востоковедения. Очень интересный (особенно - иранская часть). Понимаешь - сколь безнадежное дело модернизировать мусульманский восток.

Георгий Федотов. Святые древней Руси. М. 1990 Книга даже не настолько плоха, как можно было подумать исходя из белибердяеобразного автора. Не лишена даже некоторых тонких наблюдений. Но от рассуждений о "трагедии русской святости" и впрямь начинает тошнить.

Г.Э. фон Грюнебаум. Классический Ислам. Очерк истории (600-1258). М. 1986. Просто хороший очерк исламской цивилизации для продвинутых чайников. Можно узнать что-то даже о всяких внутриисламских религиозных движениях и попытаться при случае разобраться.

К. Леви Строс Структурная антропология. М. 1983 Так сказать - из числа "культовых книг" доперестроечных времен. Несмотря на мое в целом отрицательное отношение к Леви-Строссу книга местами хороша. Особенно главы 1 - История и этнология и 9. Колдун и его магия. Но лучшее в книге - приложение - статья неизвестного мне Н. А. Бутинова с разбором "мифа о Леви-Стросе" - статья куда лучше скучных опусов Мелетинского и Иванова в том же приложении.

О них говорят (20 политических портретов). М. 1991. Портретов в книге много разных - от Мубарака, Саддама и Далай Ламы и до Валенсы, гавела и Де Клерка (ЮАРовского Горбачева). Почему-то из всей книги запомнился один факт - Бялик хвалил стихи молодого Шимона Переса. Почему-то мне кажется, что Переса это характеризует плохо.

В.А. Цыпин. Церковное право. М. 1996. Прочел для ликвидации первоначальных пробелов в образовании. Потому как хороших русских пособий по каноническому праву, вышедших на рубеже прошлых веков не издают.

Милован Джилас. Лицо тоталитаризма. М. 1992. Всевозможную фигню про "новый класс" со сторону фрондирующего красного зверя читать не стал даже в пору сильных демократических убеждений. А вот "Беседы со Сталиным" очень интересные. Сталин у него получается очень красивый. Больше всего запомнилась фраза русского коменданта Баку о югославах: "Что за народ - не пьют, не едят! А мы, русские, хорошо едим, еще лучше пьем, а лучше всего деремся".

Т.Б. Щепанская. Символика молодежной субкультуры. М. 1993. Книга очень талантливого антрополога из Питера, с отчетом о полевом исследовании прежде всего хиппов. Но интересна не фактографией, довольно поверхностным, а умопомрачительным по красоте теоретческим аппаратом. Символ как закодированная социальная структура, уровни кодирования, трансформации символа. Короче - роскошный влкад в символическую антропологию и в социологию символа.

В.И. Попов. Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд советского дипломата. М. 1991. Советский дипломат написал биографию Тэтчерши. Вполне добротную. Я куда-то подевал еще книгу какого-то американца на ту же тему, более "смачную", хотя менее политическую.

П.Н. Кудрявцев. Лекции. Сочинения. М. 1991. Серия "Памятники исторической мысли". Это как бы второе издание Грановского. Лекции по реформации довольно интересные. Интересна полемика с Уваровым о достоверности истории. "Римские женщины", очень популярные некогда, довольно скучны.

Александр Бовин. Мир семидесятых. М. 1980. Внешнеполитические статьи Бовина в "Известиях" за десять лет. Некоторые довольно интересные, особенно - антикитайские. Интересно, что сейчас тон такой спокойной и обстоятельной советской международной журналистики совсем испарился даже в "серьезных" изданиях. А жаль. Так не хватает суриозной консервативной полноформатной газеттты.

Карл Шмитт. Политическая теология. М. 2000. Ну что тут сказать. Кусками учил наизусть. Очень важная книга вышла очень вовремя на год раньше ее бы просто не заметили. Жду "понятие политического".

Н. Валентинов (Н. Вольский). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М. 1991 Увлекательная книга экономиста... -меньшевика о НЭПе и о том, как хорошо было им меньшевикам в ВСНХ при Дзержинском.

Евгений Анисимов. Время петровских реформ. Ленинград. 1989. Хороший специалист и книга неплохая, хотя и выджержанная в стиле критики "мифа о Петре". Эххх. Когда Россия отстает от модернизации говорят плохо и когда начинает модернизироваться тут же ахают насчет жертв и перегибов. Конечно на Западе во время его модернизации все жили по стоо лет купаясь в молоке, а тридцатилетние войны были военными играми на местности.

Джордж Буш. Глядя в будущее. Автобиография. М. 1989. Пиаровская книжка времен хождения за президентством. Местами интересная. Двуссмысленное послесловие, имеющиее заголовок: "Юноша из американской Одессы, или Успех по американски".

Деяния VII Вселенского Собора. Репринт без данных издания Казань. 1891. Для знающего тематику - увлекательнейшее и насыщеннейшее чтение.

В.Ф. Эрн. Сочинения. М. 1991. Терпеть не могу породу философов серебрянного века. Но Эрн кажется был несколько симпатичней своей тусовки. Читать его местами интересно - особенно "От Канта к Круппу". Есть у него также "Верховное постижение Платона", не дописанное из-за смерти, там он все обещает рассказать как оно все было, но не успевает.

Д.С. Лихачев. Текстология. На материале русской литературы X-XVII вв. М. 1983 Для меня эта книга была куда ценнее захватанной всеми "Пэтики древнерусской литературы" с ее вымученными обобщительными концептами. Вот текстология читается как детектив.

Этьен Жильсон. Философ и теология. М. 1995. Ниччё не понял. Видимо я с томизмом принципиально несовместим. Особенно с модернистским. Ясно только, что философу с теологией лучше не сношаться и наоборот.

Р.М. Капланов. Португалия после второй мировой войны. 1945-1974. М. 1992. Увлекательная книжка. Салазаризм после нее вызывает скорее большую симпатию. А особенно любопытны "португальская философия" Рибейру и лузотропикализм Фрейри - это варианты "консервативной революции" в португальском исполнении. Интересны тем, что построены на христианской основе, что для конерв. революционеров - редкость.

К.Б. Виноградов. Мировая политика 60-80-х годов XIX века. События и люди. Ленинград. 1991 Добротная монография по сабжу. Особенно интересна глава про то, как Лессепс строил Суэцкий канал.

Стивен Коэн. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938. В 1988 эту книжку выпустили с большой помпой как правильную, перестроечную и неповскую. Ее тогда все пытались достать. Я - не пытался и прочел только десять лет спустя. Оказалась добротно сделанная скукотища в стиле зануднейшей умеренно либеральной американской советологии.

С.Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М. 1996. Прекрасная монография, по мнению специалистов на уникально высоком уровне раскрывающая богословскую систему преп. Максима. Мне тоже очень нравится, но опять же вызывает вопросы некоторая закругленность.

Генри Эджингтон. Адмирал Нельсон. История жизни и любви. М. 1992. Ничем не запомнилась, кроме портрета Эммы Гамильтон. Ничего, но так себе - Вивьен Ли в ее роли не в пример симпатичней.

Е.Ф. Федорова. Люди императорского Рима. М. 1990. С автографом автора (принимала зачет по истории мировой культуры на истфаке). В основном там биографии императоров, собранные из разных источников "для чайников". Написано увлекательно и живо.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М. 1991. Интересные, но равно настолько, насколько можно было бы ожидать от "тонкошеего вождя". "Балерины? Нет. Это у Енукидзе. Ворошилов был с художниками" (???).

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М. 1990. Опять же - все сплетни.

Александр Кравчук. Закат Птолемееев. М. 1973. Про Клеопатру. Книжка дорога тем, что это единственная книга по истории, доставшаяся мне по наследству. Остальные приобретал сам.

Ю.Е. Березкин. Инки. Исторический опыт империи. М. 1991. Очень хороший анализ, с теоретическим аппаратом из этноэкологии - "структура", "энергия" и т.д. Помнится рекомендовал ее мне Слава Каспэ, впустивший сейчас свою хорошую книгу "Империя и модернизация".

Э.Н. Темкин. В.Г. Эрман. Мифы древней Индии. М. 1982. Еще одна книга детства - вечный предмет для хохота и приколов. Но мне там нравились вещи серьезные и воинственные, типа штурма Трипуры или Сканды - бога войны.

Митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М. 1994. Сперва был хороший человек, возрождал православие и русское движение среди русинов в Польше - на холмщине. После революции в эмиграции, как бы это сказать... ну в общем устроил раскол и дал крышу богословскому институту с бердяй булгаковщиной, сыгравшему крупную роль в модернистстском разрушении Православия. Но дореволюционная часть мемуаров - интересная.

Уинстон Черчилль. Вторая Мировая война. М. 1991 Хорошая вещь, но, при всем уважении, Нобелевскую премию давать было нечего. Черчилль пишет хорошо, но не более. И перегружает текст документами, часть которых ни к селу.

И.Ш. Шифман. Цезарь Август. Лениград. 1990. Неплохой краткий биографический очерк. Но "Принципат Августа" Машкина - лучше и основательней.

В.В. Бибихин. Язык философии. М. 1993. 400 страниц самоуверенной невнятной галиматьи. Зачем приходил. Может сказать чё хотел?

Доминик Бартелеми. Бог и его образ. Очерк билейского богословия. Милан. 1990. Католический теолог, вооруженный библейской критикой, пытается постичь Библию. Получаются теологические фантазии. Иногда красивые, и книжка увлекательная, но к предмету отноошения не имеет.

Л. Троцкий. Моя жизнь. тт. 1-2. М. 1990 Не знаю что и сказать. Читать по своему интересно.

Игумен Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. М. 1992. Патриархийный деятель, с мировоззрением оккультиста, но как историк хорош - стьатьи, где разбирается конкретный материал - удачные.

Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Париж. 1947 (репринт 1992). Деятель из парижских богословов, но консервативный. Книга описана с ориентацией на тогдашнюю западную литургику и сильно устарела, а подход западый в принципе неприемлем. Сделана хорошо.

В.И. Болдин. Крушение пьедестала. М. 1995. Кажется лучшая книга о Горбачеве, очень насыщенная и злая.

Е.В. Анисимов. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М. 1986. Очень хорошая книга об эпохе Елизаветы.

Н.И. Павленко. Александр Данилович Меньшиков. М. 1983. Средняя - ничем не запомнилась и биографию Меньшикова напрочь забыл.

Д.П. Прицкер. Жорж Клемансо. М. 1983. Симпатичный человек был "тигр", хоть и демократ, дрейфусар, антиклерикал, коррупционер и т.д.

Роберт Конквест. Большой террор. тт. 1-2. Рига. 1991. oboguev наверное скажет, что там все вранье. Но даже если так, то картина все равно смачная и фактологически насыщенная. Большой террор выглядит весьма ярко.

А.Ф. Лосев. Античная философия истории. М. 1977. Очень полезная и насыщенная книжка, кажется у Лосева-исследователя одна из лучших.

А.Л. Доброхотов. Учение досократиков о бытии. М. 1980. Помню, что книга очень умная и в основном о Пармениде и о том, как он открыл бытие. Но подробностей из-за неевропейского склада ума, не помню.

Цецилия Кин. Итальянский ребус. М.1991. Интересные очерки советской писательницы о политической жизни Италии - Муссолини, Де Гаспери, Моро, Берлингуэр и другие фигуранты. Читать занятно.

С.Л. Утченко. Цицерон и его время. М. 1972. Увлекательнейшая монография очень хорошего советского историка античника, куда автор ухитрился втиснуть не только жизнь, но и разбор сочинений.

С.Л. Утченко. Юлий Цезарь. М. 1984. Увлекательнейшая монография №2. Сжатая и не такая концептуальная, как первая, но более динамичная.

Ф.Е. Мельников. Блуждающее богословие. Обзор вероучения господствующей Церкви. М. 1911. Репринт. Ярчайший старообрядческий полемист, после революции громивший атеистов на диспутах (однажды отделал Бухарина, оказавшегося заурядным придурком). До револлюции громил господствующую церковь, обрушиваю все мощь не только логики, но и софистики на грани фола. В этой книге доказвывал, что учение никониан абсолютно противоречиво. За это, не без мазохистских ноток, его любит никонианские богословы, хотя не вполне заслужено - кое-где это яркая критика, а кое-где именно софистика, причем неправедная.

Вилли Брандт. Воспоминания. М. 1991. Толстые и довольно скучные, как и автор. Скучные даже не по событиям, а по исходящему от них ощущению - пресному с кислинкой.

Апокрифы древних христиан. М. 1989. Книга, которая в очередной раз показала мне, что ТАКОГО не бывает. Апокрифы это скушнейшие, муторные книги, ничем с Евангелиями несравнимые. Чего от них фанатеют - так и не понимаю.

А.А. Зимин. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Книга замечательного историка о второй половине правления Ивана III - тщательно профильтрованы все темы и сюжеты того времени и дан красивый и во многом верный (в пределах советской парадигмы) анализ.

А.А. Зимин. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории Росси первой трети XVI в.). Логическое продолжение предыдущей, вышедшее на 8 лет раньше. Посвящено эпохе Василия III и очень увлекательное и насыщенное фактами.

И.Г. Усачев. Джон Фостер Даллес. Политический миф и реальность. М. 1990. Книжка о мастере балансировки на грани войны. Книжка слишком злая и плоская, но все одно - интересная за уникальностью предмета.

Э.Х. Карр. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. Выжимка из большого труда того же автора, который у нас было начали переводить, но не перевели. Выжимка очень информативная и хорошо читается.

Ю.Г. Алексеев. Государь Всея Руси. Новосибирск. 1991. Книга об Иване III. Ничего особенного, но очень добротная.

В.Н. Кузнецов. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М. 1989. Вузовский учебник. Разобраться по нем в Фихте и Шеллинге совершенно невозможно. Остальные куда-то еще годятся.

Ю.В. Борисов. Дипломатия Людовика XIV. М. 1991. Причем тут дипломатия - сказать трудно. То есть пишется и о ней (автор хороший специалист), но главное читателя развлекают Фуке, Д Артаньяном, Кольбером и Лувуа, Тремя главными любовницами Людовика, Железной маской. Читается на ура.

Андре Моруа. Жизнь Дизраэли. М. 1991. Называется романом, хотя это просто литературная биография, достаточно яркая и без излишней акцентуации имевшихся у Дизраэли пикантных подробностей и скандалов.

Прот. Александр Шмеман. Исторический путь Православия. М. 1993. Для того, кого подробности и то как дело было - не важно - отличный популярный очерк истории Церкви до конца средневековья. Написано модернистом, но крайнего истеричного антивизантизма нет, так что читать можно, не принимая тамышних оценок слишком всерьез.

Эллиот Рузвельт. Его глазами. М. 1947. Мемуары сына Рузвельта, флотского офицера, о годах WW-2. Книга почему-то очень желчная и злая - он всех ругает.

Т. Парсонс. Система современных обществ. М. 1998. Книга состоит из короткого теоретического введения, излагающего основы ппарсонсовской социологии и вполне читабельного и длинного исторического очерка происхождения и развития модернити, каковой совершенно нечитабелен.

Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М. 1986. Четвертый крестовый поток и разграбление галазами простого рыцаря. Эдакий голубоглазый наивный бандюга.

А.Я. Гуревич. Походы викингов. Москва. 1966. Условно молодой Гуревич написал научно популярную книжку про викингов, оказавшуюся очень удачной.

З.М. Гершов. Вудро Вильсон. М. 1983. Книжка скучноватая, равно как и описанный в ней человек, бывший однако создателем демоверсии НМП. Надо же как странно - куда более яркому Теодору Рузвельту (книжку Уткина о коем я когда-то продал) повезло куда меньше.

Н.Н. Наумова. Голлизм в оппозиции. Партия "Объединение французского народа" в политической жизни IV республики. 1947-1955. М. 1991. Добротная книга. В последнем классе школы почему-то написал по ней курсовик по истории, потом в универе некоторое время ходил на спецкурс авторши - симпатичной дамы.

М.Э. Поснов. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель. 1988. Неплохая книга академического профессора несколько либерального толка, написанная в эмиграции в Софии. Ближе к концу с уклоном в латинство (дочь стала католичкой и редакторшей издательства "Жизнь с Богом"), но обилие фактического материала и хорошая систематичность искупают этот недостаток, если использовать работу для первончального научения.

О.А. Добиаш-Рождественская. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М. 1991. Биография главного героя, написанная с редким куртуазным изяществом. Получается совсем не вальтерскотт, а скорее что-то французское.

К.П. Победоносцев. Великая ложь нашего времени. М. 1993. Увлекательное и поучительное чтение, особенно - письма Александру III, достойные изучения в школе (что и необходимо будет ввести).

Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. Введение в изучение. Спб. 1997. Очень полезное руководство по Паламе, особенно - ч. 1, биографическая. Вторая - опять же, слишком концептуальна для богословия, хотя в ранге концептуалистики хороша глава "Богословие истории". Глава собственно про энергии довольно плоха и даже малопригодна для чтения, ибо там слишком много Мейендорфа и слишком мало Паламы.

Л.Д. Гришелева. Н.И. Чегодарь. Японская культура нового времени. М. 1998. Хороший обзорный очерк, правда трудный для человека, который хотел бы разобраться, но не имеет возможности посмотреть на тексты упоминаемых авторов, артефакты, и т.д. Но все равно - ярких картинок достаточно, чтобы составить целостное представление. Особенно трогательна история американца Эрнста Фенолоса - ставшего одним из ранних пропведников японской самобытности в особенности в исскустве самим японцам, японскимм традиционалистом и пострадавшего от торжества своего дела - в 1890 всех иностранных специалистов уволили и попросили покинуть страну.

О. Клеман. Беседы с Патриархом Афиногором. Брюссель. 1993. Книга мрачно-занятная. Интересно наблюдать за тем, как два экумениста ведут изящные дискуссии о тонкостях традиторства - считать дли дервишей исихастами и лобызаться ли с католиками сразу, или попросить их извиниться за 1204 г. Весьма насыщено своеобразным материалом.

Украинский сепаратизм в России. М. 1998. Материала там довольно много, но интересней всего большой очерк А. Царинного "Украинское движение". Особенно яркие фактически мемуарные главы о периоде после свержения монархии. Также очень интересна статья одного из выдающихся славистов Т.Д. Флоринского о "литературном сепаратизме". Автор был убит "украинцами" в 1919.

Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи.М.1999. Английский исорический журналист написал интересный популярный очерк османской истории, подробность - хорошая, все живенько и кажется едва ли не единственный общий обзор османской империи на русском (есть еще книга Петросяна (М. 1990), но она совсем худенькая, чисто пунктирная).

Иван Солоневич. Россия в концлагере. М. 1999. Удивительно яркая, задорно-злая и оптимистичная книга, безавшего из СССР в 1933 русского человека, ставшего в эмиграции серьезным мыслителем. Жанр - непонятен. Прорисованность диалогов и сцен тянет на роман (чистый action - и в событийном плане и в плане диалогов и размышлений - так и должна выглядеть идеальная русская книга), но веришь в то, что все чуть ли не дословно. В общем - всем читать.

Чуркина И.В. (отв. ред). На путях к Югославии. Очерки истории национальных идеологий югославянских народов. Конец XVIII - начало ХХ вв. Увлекательные и немного грустные очерки о том, как сербы, на свое несчастье, перевыполнили программу "Начертания" Ильи Гарашанина и получили на свою голову гребаную и никому ненужную Югославию, откуда пошли все их дальнейшие беды.

М. Вебер. Избранные произведения. М. 1990. Сборник наиболее общественно значимых работ - протестантская этика, статьи по методологии, "политика как призвание и профессия". Вебера бессмысленно рецензировать, потому как он классик, подлежащий толкованию и ничему больше. Замечу только, что протестантская этика - это красивая рационализация того, что на самом деле выглядело по другому - так как у Зомбарта в "Буржуа".

Геродот. История. Ленинград. 1972. За всевозможными историями, анекдотами и страноведческми описаниями становится почти досадно, когда доходит дело до основной темы.

П.М. Бицилли. Элементы средневековой культуры. Спб. 1995. Нечто типа раннего варианта "Категорий средневековой культуры", более "европейский" и снобский по изложению. Читается приятно.

Ф.И. Щербатской. Избранные труды по буддизму. М. 1988. Некогда безумно вожделенная книга для сотен интеллигентов. Вожделений она стоила, поскольку автор действительно понимал буддизм (прежде всего - в его философском аспекте) очень глубоко. Читается тяжело, поскольку работы специальные.

Н.Л. Полякова. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М. 1990. Книжка интересная. Я из нее впервые узнал про всевозможных постиндустриалистов.

Священник Михаил [Польский]. Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника. Спб. 1995. Великолепная книга, рассказывающая о последних годах при Св. Тихоне и о гонениях на Церковь

М.Мид. Культура и мир детства. М. 1988. Составители поступили несколько неосторожно, поместив в начало книги главы из воспоминаний, из которых следует, что Мид была клевая чувиха и особа склонная, менять мужчин. Даже возникает вопрос - как ей удалось при том не завязать роман с Брониславом Малиновским - главным сердцеедом тогдашней антропологии? На фоне интимных подробностей остальные части сборника меркнут, хотя в свое время были бестселлерами, а потом подверглись не менее шумным разоблачениям за "шарлатанство".

В.А. Пронников. И.Д. Ладанов. Японцы. Этнографические очерки. М. 1983. Очень популярный некогда попсовый очерк о японцах. Ежели человек не знает о них ничего, то в дело сгодится. Оттуда узнал, что не любящие говорить "нет" японцы обычно отказывают, задавая встречный вопрос.

Прот. Владислав Цыпин. Русская Церковь (1917-1925). М. 1996. Вполне себе ничего обзорный очерк.

Н.Н. Зарубина. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. Спб. 1998. Книжка отменная по исчерпанию предмета - всевозможных теорий модернизации и их привязке к веберовской догматике. Компактная и хорошо читается.

Мусульманские страны. Религия и политика (70-80 годы). М. 1991. Хороший российско-чешский сборник статей по сабжу. Наиболее ценные - статья Ивана Грбека об исламе, как политическом факторе в отношениях "исламских стран" (показано, что фактор отнюдь не подавляющий и часто не главный). И А.К. Лукоянов "Исламизация в Иране (проблема власти)", где показано, что хомейнистская концепция "велайят-е факих" - вообще есть модернизм и ересь, что я всегда и подозревал.

К.А. Малафеев. Луи Барту. Политик и дипломат. М. 1988. Книжка про довольно консервативного французского деятеля, любимого у нас за то, что хотел скорешиться с СССР против Гитлера, зажав Германию в клещи из Франции и союзных с нею лимитрофов. Из "Восточного пакта" в итоге ничего не вышло, в ччастности потому, что немцы вовремя убрали Барту и югославского короля, руками усташей. Дело не сладилось.

А.И. Миллер. "Украинский вопрос" в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). Спб. 2000. Заюавная книга. Достаточно эрудированная, не слишком проукраинская, описывает историю возникновения репрессий на украинство в Российской Империи и показывает, что в сущности украинство было хилой авантюрой. Сильно портит дело несколько вестернезированная стилистика подачи материала в монографии, преобильность западных теорий национализма, которыми автор пытается проштамповать материал, без особой убедительности.

Яков Гордин. Кавказ: земля и кровь. Россия в кавказской войне XIX века. Спб. 2000. Очень сумбурная книжица, по тенденции - подрывная, по фактуре - слабая (то есть есть интересные документы, впервые опубликованные, но в канву авторского текста ложатся слабо и готовил их в основном не автор). Мне интересней всего была первая глава с хорошей подборкой кавказоведческих суждений декабристов - одно зверее другого. Надо было их всех сослать на Кавказ и дать им там полную волю - никаких проблем больше не было бы.

В.С. Сергеев. Очерки по истории древнего Рима. тт.1-2. М. 1938. Очень хорошо написанное общее пособие, которое непонятно почему не переиздавалось потом (кажется из-за того, что авторбыл обвинен в сочувствии Покровскому с его "торговым капитализмом").

Р.Г. Скрынников. Борис Годунов. М.1978. Время смутное, автор тоже довольно смутный, хотя, кажется, главный спец по теме. Но его интерпретации спорных вопросов меня, почему-то, никогда не убеждали. Читать, при этом, надо.

И.Р. Григулевич. Папство. Век ХХ. М. 1981. В книге интереснее всего - автор, советский разведчик много лет бывший латиноамериканским дипломатом. Ему поручали убить Тито. Долгие годы он был послом в Ватикане чего-то типа Коста-Рики (о нем расскахывает Судоплатов в своих мемуарах). Книга представляет собой обильно поперченое собрание сплетен из ватиканской жизни.

Д.Е. Афиногенов. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М. 1997. Очень качественная и интересная по выводам (иногда - спорным) работа по сабжу, а в конце еще переводы важных источников приложены.

А.Дж. Тойнби. Постижение Истории. М. 1991. Экстракт из 12-томного опуса магнуса. При всей необязательности тойнбевских построений и его фактических огрехах, книга очень важная - как-никак крупный вклад в цивилизационную теорию (с очень красивым концептуальным аппаратом). к тому же написанный не блестящим дилетантом (как Шпенглер, тоже по своему восхитительный), а историком-профессионалом. Лучшая книга Тойнби-историка "Hannibal`s legacy" у нас и по сей день не переведена - а жаль.

Тимоти Эдвард О`Коннор. Георгий Чичерин и советская внешняя политика 1918-1930. М. 1991. Американец про Чичерина - вполне добротная, с хорошим анализом советской дипломатии первых десяти лет.

Альберт Штекль. История средневековой философии. Спб. 1996. Просто нормальный общий обзор, написанный в конце 19 века. Зачем читал - не помню, но к экзамену может пригодиться.

А. Авторханов. Технология власти. М. 1991. Видный сов-парт-чеченец, сбежавший на Запад и писавший там разоблачалки про Сталина. Никакой особой "технологии" - исключительно мерзкие межпаучьи разборки в ЦК.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments