Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Достоевский, Деньги, Травиата...

Вчера после злосчастной Аиды ехал и вспоминал сюжет Травиаты.

А потом задумался о гениальности Достоевского.

Ведь Идиот - это мастерское использование основных топосов Травиаты. Куртизанка, влюбленный в нее чистый юноша, осуждение общества, демонстративный разрыв, деньги брошенные в лицо, смерть.

Но если Травиата - это филистерская местечковая трагедь - апофеоз банальщины, то у Достоевского эффект достигается за счет безумной рекомбинации элементов.

Деньги бросает не Альфред Травиате "в оплату за любовь" - пошлятина. А Настасья Филипповна Гане в насмешку над его жадностью, вынуждающей к женитьбе несмотря на позор.

Настасья бросает Мышкина не из заботы о его реноме. А напротив из некоей безумной страсти и влечения к смерти.

Весь набор стандартных топосов перепутан и сведен к совершенно безумным для парижского буржуа мотивациям и ситуациям.

Любопытно и то что точкой расхождения является вопрос денег. Если во французских сюжетах тема нехватки денег звучит постоянно, а способы решения предлагаются рациональные - долги, распродажа имущества и все такое. А когда вопрос не решается дело доходит до суицида как у Эммы Бовари. В русских же романах вопрос так не ставится. Если у барина Толстого это понятно, то у Достоевского жившего в долгах от аванса до аванса совершенная нечувствительность к этой теме удивительна. Деньги у него это что-то абсолютно иррациональное, сгусток страстей и метафизических рисков. И понятно что строительство сюжета на рациональных финансовых мотивациях - как построен сюжет Травиаты, для Достоевского немыслимо.

Именно невозможность для героев Достоевского рационально управляться с деньгами вынуждает его менять заимствованные топосы в своем фирменном крышесносном стиле.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Tags: via ljapp
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments