***
С этой формулой — Автомат Калашникова есть абсолют огнестрельного оружия, который способен функционировать при практически любом с ним обращении и начинаются проблемы.
Это проблемы не военно-технической инженерии Калашникова, которая, насколько я могу судить, практически безупречна. Это проблемы социальной инженерии советской цивилизации, одним из величайших представителей которой был Калашников.
Думаю, из судьбы этого великого автомата мы можем вынести некоторый урок, который, не умаляя величия инженера, кое-чему мог бы научить нас на будущее.
Наряду с делением людей на религии, нации и расы, делением на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, существует еще одно чрезвычайно важное и крайне неполиткорректное деление. Деление на носителей цивилизации и варваров. Первые создают, хотя могут и уничтожать. Вторые могут только уничтожать, ничего не создавая. Точнее — не создавая ничего превышающего порог воспроизводства, да и само это воспроизводство обеспечивающие за счет ограбления и разрушения других, как правило цивилизованных народов. Первые — носители негэнтропии, вторые — носители энтропии.
Разрушительность варваров ограничена тем, что они не способны к конструктивному, в частности — инженерному творчеству. Иногда высокоорганизованные варвары способны найти лучшие организационные и инженерные решения — как, к примеру, монголы с составным клееным луком, но скоро упираются в свой потолок. Эта особенность инженерного мышления двух враждебных полюсов дает преимущество созиданию над разрушением.
Очень опасно давать в руки варварам мощное оружие, которое они могут обслуживать и воспроизводить сами. И вот, увы, АК оказался именно таким оружием. Именно благодаря гениальности инженерного решения, того, что оно работало полностью и без остатка само, практически не требуя значимых усилий по его поддержанию.
Обычно машины сконструированные цивилизованными людьми в руках варваров скоро ломаются. Мало того, цивилизованные люди должны, по большому счету, строить свои машины именно так, чтобы без цивилизованных людей они быстро ломались, приходили в негодность. Живой цивилизованный человек должен быть обязательным конструктивным элементом в инженерной схеме, особенно в инженерной схеме создаваемого цивилизованными людьми оружия.
АК был сконструирован так, что он не ломался. В этом его гениальность как инженерного решения и ошибка как социально-инженерного. Еще раз: единственной конструктивной ошибкой АК было то, что он не ломался ни в чьих руках, включая руки самого одичалого варвара. Иногда — работал хуже. Но, в целом, гениальная конструктивная схема не подводила.