Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Послание к евреям

Наш замечательный и самый лучший на свете крестный - Дмитрий Стешин, возмутился, как и я, тем как некий Михил Эпштейн на "Снобе" изгаляется насчет Даров Волхвов и собравшихся к ним верующих. И написал довольно резкую колонку на эту тему.

И тут наш креакласс впервые открыл для себя существование этого журналиста. То есть репортажей с десятка войн они не читали, как наших журналистов в Ливии Стешина и Коца (Стешин-Коц - это такая пара типа Ильфа и Петрова, чтоб посмеяться над обвиняющими Стешина в антисемитизме) чуть не расстреляли - не слышали, а тут на коротенкую колонку возбудились и заистерили. "Скойбеда! Скойбеда!".

На тему этой истерики нужно, пожалуй, небольшое послание к евреям. 

В былые времена такое послание мог написать Кураев, как он написал брошюру "как делают антисемитом" . Сейчас у о. Андрея более актуальные и насущные публикации на том же Снобе рядом с Эпштейном, поэтому позволю себе пару слов сказать я.

Случилось так, что основным отличием евреев от христианских народов - от англичан до русских - является их вероисповедание. Иудаизм. Еврей это либо иудей, либо потомок иудеев (хотя еврей-атеист, строго говоря, все равно остается иудеем с точки зрения иудейского закона и даже крещение, на взгляд иудеев, прерывает эту связь очень сильно, но не 100%).

Основное отличие Иудаизма от Христианства состоит в том, что иудаизм не принял Иисуса как обещанного библейскими пророками мессию и ждет другого.

Христиане считают Иисуса Сыном Божьим, Богом и Спасителем - сыном Девы.

Иудеи - нехорошим человеком, обманщиком и фокусником. В Талмуде вовсе написано, что Иешуа - сын блудницы.

Разногласие это абсолютно неустранимо, потому что иначе иудейство было бы христианством, или наоборот.

Даже на пике экуменической дружбы всех со всеми покойный Патриарх Алексий в ходе визита в американскую синагогу сказал "ваши пророки - наши пророки" (что, формально говоря, чистая правда - состав пророческих ниг христианства и иудаизма совпадают почти полностью, но тексты отчасти различаются, а выводы делаются совершенно разные), но никак не "ваша вера - наша вера".

Столетиями христиане пытались убедить иудеев, что из их же писания следует, что Иисус - Мессия и Христос.

Порой при этом допускалось страшное насилие по отношению к иудеям. К примеру, император Юстиниан, вошедший в еврейскую традицию как страшный антисемит, предпринял следующие утеснения:

- Стеснил гражданские свободы иудеев, запретив им владеть рабами-христианами.
- Стеснил свободу слова в иудаизме, разрешив синагогам самим выбирать язык на котором будет читаться Тора (иврит, сирийский или греческий) и не разрешил запретить к употреблению в синагогах принятый у христиан перевод - Септуагинту.
- Стеснил свободу еврейской религии, запретив чтение в синагогах вместо оригинальных священных книг так называемых "таргумов" - арамейских переводов с раввинскими толкованиями.

Века средневековых насилий христиан по отношению к иудеям показали, что убеждать иудеев как целое в христианстве это такая же безнадежная операция как убеждать нынешних западенцев в том, что они русские.

Мало того, под влиянием преследований, например сожжений талмуда за хульные слова в адрес Иисуса и Девы Марии, характер иудеев только портился и они начали позволять себе недостойные вещи. К примеру: лжесвидетельства:

"Допрошенный по делу о богохульстве в Талмуде раввин Иехиль Парижский заявил, что Иешуа Га Ноцри Талмуда — это, якобы, не Иисус Евангелий, что, подобно тому, как во Франции много Людовиков, так и в Палестине тогда было много Иисусов. «Замечание тем более ироничное, что имя Людовик встречалось в то время во Франции помимо династии Капетингов весьма редко и другие Людовики чаще всего оказывались обращенными иудеями, которых убедил креститься сам король, дав им, как принято, свое имя в качестве крестного отца» (Жак Ле Гофф. Людовик IX Святой. М., 2001, с. 606-607).

Собственно, вредоносность такого массового насильственного обращения лучше всего показал пример Испании и деятельности печально известного Торквемады. Католические короли сперва вынудили часть иудеев, под страхом изгнания и репрессий, принть христианство, а потом выяснили, что эти евреи - марраны, крестились притворно и втайне исповедуют веру своих отцов. И их за это начали жечь как христиан-вероотступников. Очень глупая, некрасивая и нехристианская история, на мой взгляд, достойная позднелатинского суеверного варварства (православным, которым инквизитор-стайл нравится хочу напомнить, что точно так же те же самые инквизиторы мучили и уничтожали православных христиан на Украине и в Белоруссии, принуждая их к унии - вспомните, к примеру, "священномученика" Иосафата Кунцевича (Зноско. Исторический очерк церковной унии. См.Ч.II, гл. XI). Не надо было никого принуждать и не было бы таких последствий.

Так или иначе, в христианском обществе постепенно выработалась идеи толерантности, уважения к точке зрения иудеев и равенства гражданских прав. На этом пути тоже, конечно, не обошлось без издержек, поскольку в обществе равных возможностей сохранявшие свою общинную солидарность евреи весьма преуспевали и вызывали и зависть, и упреки в неконкурентных преимуществах, и ненависть. Итогом этой ненависти, вызванной эмансипацией и равенством, были трагические события во время Второй Мировой Войны. Но к вопросу иудео-христианских и православно-иудейских отношений эта трагедия не имеет - христиане в тогдашней Европе проявили себя в отношении евреев гораздо гуманней атеистов и язычников-оккультистов.

Так или иначе, сегодняшнее общество строится, в теории, на том, что все ко всем толерантны, что иудеи не глумятся над христианскими святынями, а христиане не обижают иудеев. В случае предельной толерантности - христиане не дают вообще понять, что заметили какое-то отличие иудеев от неиудеев, но такая толерантность отдает лицемерием.

Но даже у самой естественной толерантности есть свои границы. Если в каком-то месте собираются люди и начинают рассуждать про "носатых и картавых", которые всех достали, то логично будет предположить, что перед нами не Общество Друзей Фонетики и не Клуб Поклонников Пластической Хирургии, а банальные антисемиты. Точно так же, если где-то собираются люди еврейского происхождения и начинают злобно прохаживаться насчет веры христиан, наших святынь, особенностей нашей религиозной практики, то придется предположить, что дело все-таки именно в той ненависти к христианству на которой столетиями воспитывал своих последователей иудаизм. Причем это худшая форма иудаизма - секулярный иудаизм, когда никто не соблюдает мицвот, не хранит субботу, зато навсегда усвоил чувство презрения к христианам и превосходства над ними.

Еще раз, если христианин или пост-христианин издевательски негативно отзывается о евреях, скорее всего он это делает по этнорасовым мотивам.
Если иудей или пост-иудей издевательски негативно отзывается о христианах, скорее всего он это делает по этнорелигиозным мотивам.

Это наиболее допустимое предположение и в нем нет никакого антисемитизма.

Поэтому, уважаемые евреи, если вы в некоем количестве решили собраться и похохмить, то христианские святыни - не лучшая тема для разговора. Можно дать стопроцентную гарантию, что поймут неправильно.

Мало того, дискурсивно ответственному СМИ не стоит приглашать авторов-евреев для того, чтобы негативно отозваться о христианах или христианских святынях. Это отдает то ли антихристианской, то ли антисемитской провокацией (каковыми портал "Сноб" в последнее время вообще балуется через раз).

Ничего не поделаешь - вас просто неправильно поймут. Точно так же как вы неправильно поймете шутки про абажуры или особенности ашкеназской фонетики.

Точно так же, как не будет понят активист французского гей-движения, если он на том же "Снобе" напишет колонку о том, что Алессандре Пушкин был пренеприятный тип: нимфоман, ревнивец, графоман и картежник, а вот Жорж Дантес был замечательный парень и преданный сын барона Геккерна.

Не поймут-с... А потом будете жаловаться на гомофобию.

Поэт Иосиф Бродский был евреем и писал стихи на Рождество.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал,
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал Младенец, и дары лежали.

И вряд ли к нему кто из христиан испытывает острый антисемитизм. Его, пожалуй, есть в чем упрекнуть, но антихристианских высказываний он, насколько мне известно, не допускал.

Так что дело не в еврействе, а в том, что между иудеями и христианами есть объективное и неустранимое различие, которое, если расчесывать, будет чесаться. Если хотите, чтобы оно не чесалось - не расчесывайте.

Не надо язвить про "средневековые подделки". Вообще не надо будить призраков средневековья. И тогда не проснутся ни "кровь его на нас", ни "убиенные младенцы" (весьма характерно, какой картинкой сопроводил достопочтенный иудей Антон Носик свою истерику насчет Стешина), ни "кровожадные шейлоки" ни многое другое.

Еврей глумящийся над христианами - это такая же гадкая фигура, как и христианин громящий евреев. И разница в насильственности поведения тут лишь та, что насилие - удел большинства, а меньшинству остается презрение.

Никакого насилия против евреев в современной России нет и в помине.

А потому имейте минимум вежливости и культуры - Христиане пришли помолиться Своему Богу. Которого ваши предки отвергли и он для вас никто. Оставьте нас спокойно молиться, не трогайте нас.

Если вам что в нас не нравится, не симпатично что-то в христианах и христианстве - просто имейте такт помолчать. Отвлекитесь. Подумайте в этот момент о дзен-буддизме.

Конец послания к евреям.
Subscribe

  • Мои твиты

    Чт, 12:53: Русская История. XII век. https://t.co/5yVbkUbr01 Крестовые походы в Степь. Еврейский погром в Киеве. Расцвет при Владимире…

  • Мои твиты

    Чт, 01:31: Курс русской истории. XI век. Рождение нации: время богатырей https://t.co/xduKhiWZCV

  • Мои твиты

    Вт, 12:07: Очередной выпуск лекций по русской истории посвящен XI веку - эпохе Ярослава Мудрого и его сыновей, борьбе с печенегами и половцами.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Мои твиты

    Чт, 12:53: Русская История. XII век. https://t.co/5yVbkUbr01 Крестовые походы в Степь. Еврейский погром в Киеве. Расцвет при Владимире…

  • Мои твиты

    Чт, 01:31: Курс русской истории. XI век. Рождение нации: время богатырей https://t.co/xduKhiWZCV

  • Мои твиты

    Вт, 12:07: Очередной выпуск лекций по русской истории посвящен XI веку - эпохе Ярослава Мудрого и его сыновей, борьбе с печенегами и половцами.…