***
Даже среди довольно мыслящих людей иногда встречается одно совершенно ошибочное суждение относительно патриотизма.
«Патриотизм — говорят нам, — это не чувство, не любовь к родине или народу, а идеология. Чувство это личное интимное дело, а идеология — общественное».
Это не так.
Чувства человека не являются его личным делом, если он не лицемер.
Формулу «чувства — это личное дело каждого» придумали плохие люди для того, чтобы заставить хороших людей скрывать добрые чувства на которые плохие люди не способны.
Для людей минувших эпох такие чувства как вера, любовь к Богу, любовь к отечеству, любовь к близким людям являлись предметом искреннего публичного выражения. Причем, как правило, коллективного.
К примеру — православная литургия полна выражений эмоций, причем эмоций коллективных: «Радостию друг друга обымем!» — говорится в пасхальном каноне. Попробуйте реализовать этот призыв, если считаете, что «моя вера никого не касается».
Когда заключается семейный союз, брак, то одним из его желательных условий является любовь. Мало того, брак и семья считаются нами публичным выражением этой любви. Конечно, возможен брак и без настоящей любви, но крайне трудно представить себе новобрачных или семейную пару, которые подчеркивают, что их личное отношение друг к друга никого (включая супруга) не касается.
Когда сейчас принцип брака как союза мужчины и женщины подвергается атакам со стороны сексменьшинств, то и они апеллируют как раз к тому, что если два человека любят друг друга, то неважно какого они пола. То есть и тут эмоция, чувство, является публичным и касается, как видим, не только двоих, но и всего общества от которого требуют изменить законы на основании этой эмоции.
Разумеется, вопрос о том любит человек Родину или нет, гордится он своим Отечеством или не гордится — являются не частным делом, а делом общественным.
Несомненно любовь является важным подразумеваемым условием принадлежности к Нации и Отечеству, а умение сформулировать и выразить эту любовь через определенные ритуалы и непосредственно свидетельством серьезности и искренности этой принадлежности.
Национализм точно так же является не только идеей, но и определенной эмоцией — чувством кровного родства, чувством братства, чувством реальной близости родственных интересов, переносимым с реальных биологических родственников на более широкий круг людей — единоплеменников, представителей одной с тобой нации.
Националист должен чувствовать единство мысли и чувства с теми, с кем не знаком и, возможно, никогда не познакомится. И не только чувствовать, но и уметь выражать это чувство.
Он должен переживать их боль как свою боль и их обиду как свою обиду.
Человек, который говорит, что «его вера никого не касается» просто признает, что ему не достает смелости сказать, что он ни во что не верит.
Человек, который говорит, что «любовь к Родине это интимное чувство» просто признает, что трусит сказать вслух, что Родину он не любит.
Конечно, публичность выражения любви не гарантирует её искренности. Публичными могут быть и лесть, и лицемерие и интрига.
Разница между подлинным публичным патриотизмом и патриотизмом лживым такая же, как между подлинной и фальшивой монетой.
Но так называемый «приватный патриотизм» — это попытка расплачиваться вместо монет обещаниями: «Я вам потом заплачу, может быть».
Любовь к своей Родине, к своему Отечеству, к своей Нации есть есть общественное чувство, которое имеет самое прямое касательство до других людей и публичное выражение которого в высшей степени желательно.