"Мы не собираемся здесь оправдывать декабристов, ни тем более русское общество XIX и начала XX столетия, воспитанное на их культе. Вина русского общества — точнее «передовой» его части — перед Россией огромна и неискупима, но виновато и правительство. Пусть на стороне общества и львиная доля — три четверти всей вины, а на стороне правительства только одна четверть — без нее не было бы тех «общественных» трех четвертей. И те русские «интеллигенты» начала XX столетия, что посылали поздравительные телеграммы японским генералам, были ведь родными внуками «русских националистов», которых Бенкендорф в свое время высылал из столиц.
С этой поры и пошел трагический разнобой между правительством и обществом. При Александре I и Николае I правительство — космополитично, общество — национально. Затем при Александре II и особенно при Александре III и Николае II правительство решительно сворачивает на национальную дорогу, но слишком поздно: общество уже космополитично и антинационально".
Последние слова наполняют нас тревогой и ужасом. Не повторяется ли картина вновь? Правительство судя по итогам Крымской операции становится на национальную дорогу, но общественные силы, включая даже националистов, уже развращены и разъедены космополитизмом. Очень не хотелось бы попасть в новый «цикл» русского самоуничтожения. будем надеяться, что на этот раз общество и правительство у нас придут хотя бы к некоторому национальному согласию.