При оценке классической геополитики необходимо, прежде всего, отделить геополитику как таковую, от геополитической мифологии: Левиафанов и Бегемотов, Евразийства и Атлантизма, Великой Войны континентов и прочих мифологических мнимых сущностей, которые служат для манипуляции сознанием: "атлантическая солидарность", "наша верность Евразии" и т.д.
Об этих мнимостях говорить вообще не приходится.
В целом, моё отношение именно к классической геополитике (к которой Вы произвольно отнесли Савицкого) сдержанно скептичное. Она оперирует большими пространствами, чаще всего - произвольно сконструированными (чего стоит Хаусхофер с его механическим распилом глобуса по меридианам, названным панидеями). Предполагается, что нации и государства являются эпифеноменами этих больших пространств, оказываются, по сути, десубъективизированы.
Самый омерзительный образец такой подмены нации пространством - "Евразийская империя", для которой в одинаковой степени эпифеномены мнимая Империя Чингисхана, Россия, СССР и планируемая будущая колонизация России среднеазиатами. Именно неизбежность таких построений при превращении нации в эпифеномен пространства и отталкивает меня от большинства представителей классической геополитики чуть более чем полностью.
Моё собственное представление о геополитике, выработавшееся за последние 10 лет, это представление о географических факторах как условиях исторического действия и определенных "фигурах", возникающих в процессе исторического действия. Оно сформировано прежде всего взглядами В.П. Семенова Тянь-Шанского, его учением о могущественном территориальном владении и о чрезматериковых державах.
Я категорически отрицаю как вредное лжеучение представление о России как о сухопутной державе, как о воплощении "Суши" и отождествление России с "бескрайними евразийскими степями".
Русские - речной народ, сформировавшийся в результате применения к речной адаптации славян установок стратегического мореплавания викингов. Сформировавшееся тем самым стратегическое рекоплавание стало ключом к формированию единой государственной территории России, общей чертой которой является переплетенная сеть речных бассейнов от Немана до Амура. Россия в геополитическом смысле это совокупность тесно соприкасающихся речных бассейнов и морей, к которым они выходят.
Развитие в этом речном тренде привело Россию к формированию одной из двух в мире чрезматериковых держав - опирающихся прочно на сушу, независимых от морских коммуникаций, но, при этом, имеющих выход к двум океанам. Развитие в чрезматериковом формате у России менее устойчиво, чем у США из-за большего расстояния от Океана до Океана и более суровых климатических условий, но формирование Тихоокеанского фаса России в итоге неизбежно, причем именно события на нем будут определять будущее.
Для геостратегического развития России мне представляется адекватной океаническая стратегия основы которой были заложены С.Г. Горшковым: http://100knig.com/egor-xolmogorov-admiral-okeana-nasledie-s-g-gorshkova/
Сущность доктрины Горшкова в том, что Океан является не пустынным пространством коммуникаций, а пространством освоения - ресурсного, экономического, научного, транспортного и военного в том числе. Расширение океаносферы - это расширение жизненного пространства нации и цивилизации.
Мне это представляется наиболее адекватным подходом. Историческим мы наблюдаем движение России по водным путям к морям и Океанам с занятием пустых пространств, которые непосредственно вовлекаются в русскую национальную территорию. Так должно быть и впредь, только теперь пространством движения должен стать Океан во все стороны - освоение шельфа, по возможности - приобретение сравнительно пустынных Тихоокеанских пространств, строительство моста к Антарктиде, которая должна стать русской, по крайней мере частично.
При этом доминантное геополитическое движение русского этноса - На Север, в данном случае уже в Арктику. Вся Арктика, которая сейчас в экономическом смысле признается нашим шельфом, должна быть полностью освоена и превращена во внутренние воды. Россия в целом должна рассматриваться не как Евразия, а как Евроарктика. http://100knig.com/egor-xolmogorov-sobaka-na-sene-ili-o-russkoj-arktike/
Напротив, движение в пространстве плотно заселенные иноверцами и представителями иной культуры должно быть крайне осторожным и, преимущественно, оборонительным. Нам необходимо возвратить себе Южную Россию - Новороссию, воссоединиться с Белоруссией и Казахстаном и укрепиться на этих границах, не вползать в абсурдный мир Великого
Лимитрофа, о чем нас постоянно предупреждал Цымбурский (http://100knig.com/v-l-cymburskij-rossiya-zemlya-za-velikim-limitrofom/), чьими идеями я безусловно восхищаюсь, при всем несогласии по множеству частностей. Идея этнокультурной изоляции России на своей цивилизационной платформе мне безусловно близка, хотя и понимать её надо в более динамическом ключе, чем это делал Цымбурский. Настоящая изоляция возможна только через экспансию, создание вокруг себя океаносферы. То есть метафора Острова России должна перестать быть метафорой.