Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Categories:

На 100 книгах об Аристотеле, и его "Политике" и основах социальной философии

Написал об Аристотеле и основах его социальной философии - предмете, которому, обычно, не уделяется должное внимание.

Аристотель. Политика

10362092_825530437458421_1847680144_n

18.05.2014 / Егор Холмогоров

Аристотель. Политика (любое переиздание с издания: Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., Мысль, 1976-1984)
Все люди с философским складом ума делятся, как известно, на платоников и аристотеликов. Разница довольно проста.
Платоник хочет узнать истину, которая скрывается за вещью. Аристотелик — истину о ...

Источник: http://100knig.com/aristotel-politika/



Ограниченность, слабость и несовершенство человеческой природы исключают возможность для индивида достичь Блага. Единичный человек всегда остается физически, умственно, нравственно ущербным, не говоря уж о том, что вне общежития он просто неспособен стать человеком, так как человеческий статус дается только воспитанием. Достижение Блага — и Аристотель очень четко это дает понять, возможно только в специальной организации людей, которая полностью гармонизирует их усилия, взаимно компенсирует их недостатки и складывает достоинства. При этом такой организацией не может быть семья, в силу своей ограниченной биологической природы, заточенной под воспроизводство. Это общение ради Блага и именуется полисом и есть высшая форма общения.

Политическое мировоззрение Платона до конца остается индивидуалистическим. Он верит в то, что отдельный индивид — философ, или, по крайней мере — корпорация, сословие философов, может усмотреть истину целиком, постичь идеи, узреть в мистическом постижении Благо. Аристотель такой мистики не понимает вообще — он абсолютно социальный философ. Для него целого человека создает самодовлеющее сообщество, каковым является полис, для формирования которого необходимо по меньшей мере несколько древень.

Только в таком составе и полис в целом и каждый его член по отдельности достигают автаркии, независимости, способности быть человеком вполне. Государство не есть надстройка над человеческой природой, а то и её отягощение, как полагали большинство мыслителей от Платона и Августина до Маркса и Поппера. Государство есть важнейшая составляющая человеческой природы и внеполитический человек человеком еще не является.

Только в завершающем человека обществе — полисе и существует «человек нашедший своё завершение», напротив, внеполитическое существо — это либо животное, либо, что хуже, враг рода человеческого, использующий свойства человеческой природы — ум, нравственное чувство и речь, против самих же людей. Так сказать «человек беззакония, сын погибели»...

Напоминаю, ранее на этой неделе был опубликован и очерк о Макиавелли:

Никколо Макиавелли. Рассуждение о Первой декаде Тита Ливия

BFGUivPCUAAG5a1

13.05.2014 / Егор Холмогоров

Никколо Макиавелли. Рассуждение о Первой декаде Тита Ливия
В моем кабинете много книг, икон, картин, фотографий, солдатиков, украшающих полки мелочей. И четыре небольших бюста. Перикл — виртуоз демократического правления, Аристотель — основатель политической науки, Константин Великий — родоначальник Христианской Империи, равный ...

Источник: http://100knig.com/nikollo-makiavelli-rassuzhdenie-o-pervoj-dekade-tita-liviya/



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments