Ограниченность, слабость и несовершенство человеческой природы исключают возможность для индивида достичь Блага. Единичный человек всегда остается физически, умственно, нравственно ущербным, не говоря уж о том, что вне общежития он просто неспособен стать человеком, так как человеческий статус дается только воспитанием. Достижение Блага — и Аристотель очень четко это дает понять, возможно только в специальной организации людей, которая полностью гармонизирует их усилия, взаимно компенсирует их недостатки и складывает достоинства. При этом такой организацией не может быть семья, в силу своей ограниченной биологической природы, заточенной под воспроизводство. Это общение ради Блага и именуется полисом и есть высшая форма общения.
Политическое мировоззрение Платона до конца остается индивидуалистическим. Он верит в то, что отдельный индивид — философ, или, по крайней мере — корпорация, сословие философов, может усмотреть истину целиком, постичь идеи, узреть в мистическом постижении Благо. Аристотель такой мистики не понимает вообще — он абсолютно социальный философ. Для него целого человека создает самодовлеющее сообщество, каковым является полис, для формирования которого необходимо по меньшей мере несколько древень.
Только в таком составе и полис в целом и каждый его член по отдельности достигают автаркии, независимости, способности быть человеком вполне. Государство не есть надстройка над человеческой природой, а то и её отягощение, как полагали большинство мыслителей от Платона и Августина до Маркса и Поппера. Государство есть важнейшая составляющая человеческой природы и внеполитический человек человеком еще не является.
Только в завершающем человека обществе — полисе и существует «человек нашедший своё завершение», напротив, внеполитическое существо — это либо животное, либо, что хуже, враг рода человеческого, использующий свойства человеческой природы — ум, нравственное чувство и речь, против самих же людей. Так сказать «человек беззакония, сын погибели»...
Напоминаю, ранее на этой неделе был опубликован и очерк о Макиавелли: