Егор Холмогоров: Русь на подъемеНа периферию исторической памяти вытеснен архитектор русской гегемонии в Восточной Европе, воин и рыцарь, выдающийся оратор и стратег. Речь идет о князя Святославе, авторе идеи Дунайско-Черноморской торговой империи. Подробнее…
Деятельность князя Святослава относится к числу наиболее ярких страниц ранней русской истории. Представление князя в историографии как авантюриста – глубоко несправедливо.
Очевидно, что Святослав был выдающимся полководцем и исключительно амбициозным политиком с глубоким стратегическим видением. Позднейшие историки выставляют Святослава как якобы фанатичного язычника, чуть ли не вождя языческой реакции и гонителя христианства.
Святослав не хотел принимать по образцу матери крещение, считая, что это подорвет его отношения с дружиной и над ним будут смеяться. Но не испытывал никакой агрессивной враждебности к христианству. И летописец, хотя и критикует его, дает, тем не менее, совершенно восторженный героический портрет князя, ставшего образцом удалого воина.
«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти».
Из этого описания очевидно, что Святослав, наряду с традиционным уже для русских воинов рекоплаванием и мореплаванием, начал развивать стратегическую конницу, как нельзя более уместную в степях Южной Руси.
Дальние конные походы, наряду с походами на ладьях, стали частью его военной тактики. Например, спасти Киев от осады ему удалось только благодаря молниеносному конному броску из Болгарии к своей столице.
На первом этапе его самостоятельного правления Святослав завершил установление гегемонии Руси на Русской равнине, превратив в своих данников вятичей и полностью разгромив Хазарию. Отныне никаких равных соперников на этом пространстве Русь не будет иметь вплоть до монгольского нашествия.
Вмешавшись в византийско-болгарские войны, Святослав попытался воплотить грандиозный замысел по созданию Дунайско-Черноморской торговой империи, которая контролировала бы русскую, дунайскую и греческую черноморскую торговлю, что привело бы к полному вытеснению греков из Европы в Малую Азию.
«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
Ничего авантюристического в этом замысле не было. Он был вполне реализуем, если бы Святослав не столкнулся с Византией в высшей фазе ее расцвета, связанного с правлением Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия – величайших из византийских полководцев.
То, с каким трудом Цимисхию удалась победа над русами, свидетельствует, что, имей Святослав дело с империей в период относительного ослабления, его замысел был бы полностью реализован.
Рассказы об этой войне – и в русской летописи, и особенно у византийского историка Льва Диакона – создают поразительный по красоте и цельности образ Святослава и отважных, хотя и свирепых, русов. Слова ультиматума, переданного Святославом Иоанну Цимисхию в ответ на его требование уйти из Болгарии, говорят о широте его геополитического мышления:
«Ромейским послам Сфендослав ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами».
***
Кто еще не читал - рекомендую предыдущие части этого повествования. А то вообще обидно конечно. 15 лет все мне ныли: "Напиши _свою_ русскую историю". Начал писать - резонанса ноль. Только норманистско-антинорманистское нытье.
Егор Холмогоров: Россия до русскихНикакие искусственные попытки выделить из русской истории «историю в границах РФ» недопустимы, да и невозможны, потому что Россия снова воссоединяет земли Русского мира в рамках единого государства. Подробнее…
Егор Холмогоров: Рождение РусиПодошло время поговорить о священном таинстве нашей истории – зарождении русской государственности. Вокруг этого вопроса ведется много споров. Подробнее…