?

Log in

No account? Create an account
Разговоры о самоопределении русского народа
О цивилизации, воображении, книгах и немного о туалетах 
30th-Jul-2014 12:27 pm

Митя Ольшанский пишет:

Определить родство того или иного русского человека с западной цивилизацией можно по "формуле Холмогорова".
Формула примерно такая:
"Я очень люблю готические соборы, и очень хочу ездить на них смотреть. Но неужели вы думаете, что при выборе между готическими соборами и Донбассом я выберу готические соборы? Конечно, я выберу Донбасс".
Вот если вы с Холмогоровым согласны, то вы и есть человек "западный", то есть, в категориях либералов, цивилизованный.
Спросите у американца, который, как и положено американцу, с удовольствием ездит в Париж и Венецию, что он выберет: Париж и Венецию, но тогда Аламо - это Мексика, или все-таки Аламо - это Америка, но тогда нужно пожертвовать для себя Парижем?
Ответ очевиден.
Зато если мы спросим какого-нибудь нувориша из страны третьего мира, который дорвался до Лондона или Майами: что выберешь - Лондон с Майами или свой родной Гондурас-Эмираты-Нигерию?
Опять-таки, ясно, что ответит "гражданин мира", сначала укравший на родине большие деньги, а потом "приобщившийся к открытой глобальной культуре".
Цивилизация - это когда вы не сдаете своих в обмен на бусы и зеркальца.
И даже - в обмен на ооооочень ценные бусы и зеркальца.
А если сдаете - то никакая вы не цивилизация.
Вы - это просто колониальный кошмар.

https://www.facebook.com/spandaryan/posts/793947823959371


Всё верно.

Но я вот о чем задумался - что именно дает мне это чувство независимости и несвязанности, готовность отказаться хоть от всего мира ради Донбасса, где я так никогда и не бывал.

Прежде всего - это, конечно, книги. Благодаря книгам цивилизованный человек имеет на полках весь мир и может отказаться от непосредственного соприкосновения. Кое что он при этом теряет, конечно. Но не принципиально.

 Приведу простой пример. У меня в детстве был альбом "Сан Суси", который отец привел с гастролей в ГДР. Благодаря ему я влюбился в этот дворец Фридриха и особенно в его парки, часто мысленно гулял по ним, жил там. Разумеется, открыв Шенген я первым делом рванул туда. Реальный Сан-Суси оказался не хуже альбомного, там было хорошо. Но, если так можно выразиться, менее четко. И, к тому же, там шел дождь и геи с радужными зонтиками. Странно, что такого же красивого альбома как был у меня в детстве сейчас у них не продается.

Хорошо, что я побывал в реальном Сан Суси, но мой воображаемый Сан Суси был, право же, не хуже.

Ну или вот еще папа привез тоже с гастролей книгу "Франция" с красивыми фотографиями и картами Франции. При своих поездках по Франции я строго следую тем узловым пунктам, которые были обозначены на бывшей в книге карте исторических мест Франции. Напротив Сен Мало нарисован отважный пират, в Шартре - толпа паломников, в Авиньоне - "плененный" Папа Римский.

Надо сказать реальная Франция оказалась намного хуже воображаемой. В воображаемой кормили не 4 часа в день, не было мелкого высокомерного жлобства северян и запутанных дорожных развязок из серии "Если вы не понимаете как устроены наши дороги, то за каким фигом вы сюда приперлись, мон ами...". Да и новоделов после варварского саморазрушения страны во время Революции - многовато.

В общем воображаемой Францией на крайняк я точно бы обошелся. Многие древние и средневековые мудрецы вообще считали, что человек, который путешествует, когда есть книги - тратит время понапрасну. А тогда ведь фотографии еще не было.

Так или иначе, человеку с хорошоей библиотекой запретить куда-то въезд, от чего-то отрезать - это практически нонсенс.

Цивилизация - это вообще пространство воображаемого.

Сущность цивилизации в отрыве от непосредственных эмоций, аффектов, впечатлений и интериоризация  реальности посредством воображения.

При этом вображение цивилизованного человека отличается от вымысла человека дикого. Думаю каждый, кто читал сказки примитивных народов, - мне вот так вот "повезло" в детстве со сказками народов Анголы, - поразится какому-то дешевому нескладному абсурду, несоразмерности и неправдоподобию. Перед нами вымысел. То есть создание определенных фикций, не имеющих бытия за пределами досужей болтовни.

У цивилизованного человека фикций в воображении гораздо меньше. Он умеет довольно точно копировать, идеализировать (отсекая случайные и низменные черты) и рекомбинировать реальность.

Чем более развиты культура и образованность человека, тем большую часть мира он держит в своем воображении. И даже когда он путешествует, то и в этом случае он путешествует прежде всего для того, чтобы сложить живые впечатления в сундуки своего воображения и детализировать свою ментальную карту.

Поскольку весь мир цивилизованного человека - это его внутренний мир, то он четко различает в нем своё, нейтральное, и чужое.

Понятия Родины, Нации возможны только при определенном уровне цивилизованности, поскольку они требуют непременного воображающего усилия, представления как _своего_ того, чего ты никогда не видел и с чем не соприкасался.  

Варвар любит только то, что непосредственно видит и может осязать - женщину, коня, золото, саблю. Его любовь - это непосредственная похоть к объектам, доступным жизненному соприкосновению, подчиненная аффектам "нравится" и "не нравится" (я, конечно, тут чуть упрощаю, поскольку на самом деле архаическая традиция регулирует аффективность варвара довольно жестко, просто иначе, чем цивилизация).

Цивилизация формирует человека, который способен любить дальнее, то, чего он никогда не видел и, возможно, никогда не увидит. И, что не менее важно, цивилизация учит абстрагироваться от неприятности ближнего. То есть твоё неудовольствие от непосредственного соприкосновения с теми или иными элементами своего жизненного мира не обобщается и не абстрагируется.

Я никогда не был на Донбассе, а вот в Риме был и это чудесный город. Но представить себе, чтобы я променял принадлежность Донбасса моей Родине на возможность ездить или даже поселиться в Риме я не могу. Мало того, если надо будет не оставить камня на камне от Вечного Рима ради состоящей из бетонных коробок Горловки - это будет для меня вообще не вопрос.

Точно так же я знаю немало симпатичных экс-националистов и либералов, а вот многие из донбасских ополченцев мне бы, наверное, не понравились и показались грубоватыми, гоповатыми и т.д. Но если мне скажут вывести этих симпатичных московских иностранцев, построить рядком и покосить из пулеметов, ради того, чтобы спасти жизни и даровать победу тем "ватникам и гопникам", которых я никогда не видел, то положу не раздумывая, если другого метода нет.

Цивилизация - это интериоризация и эмоциональное наполнение воображаемого мира.

Варварство это скованность непосредственными обонятельными и осязательными ощущениями.

Наверное многие заметили особую любовь российских либералов-западников к теме туалетов, которые в России как-то якобы по особенному неприятно пахнут. И это, якобы, дает им право ненавидеть и презирать "сраную Рашку" и прославлять благоуханный Запад.

Обычно патриоты возражают на это тем, что и на Западе вонючих туалетов полно, и у нас благоуханных полно. Секрет ведь прост - надо убирать. Но суть вопроса совсем вы другом.

Наши западники именно в этом туалетном кейсе показывают себя как дикари, думающие носом. Для них является само собой разумеющейся связь между непосредственным обонятельным аффектом и абстрактной идеей Родины. Туалет вонючий - значит Рашка сраная.

Та легкость, с которой совершается этот скачок, минуя другие мыслительные ходы, к примеру, "Туалет плохо пахнет и это недостойно нашей великой Родины, тут надо убраться", показывает, что перед нами - носители варварского, ориентализированного сознания.

Впрочем, нельзя не отметить, что симметричный туалетному карго-культу портяночный карго-культ - плод того же варварства, хотя и чуть более простительного до тех пор, пока не используется для оправдания незыблемости всякой мерзости.

Еще надо отметить, что у многих западников отвержение конкретной и осязаемой России сопряжено с преданностью ко вполне себе воображаемому Западу.

То есть они просто патриоты заграницы. Вполне честные и искренние во всем, кроме желания зарабатывать себе на заграницу грабя и высасывая "эту страну".

Так или иначе.

Мир цивилизованного человека в его книгах.

Родина - в его сердце.

Запугать его санкциями и заставить таким путем предать своих - невозможно.

Мир варвара - в месте где размещена его жопа или его вилла (расширенный вариант жопы).

Родина варвара в том, что он здесь и сейчас щупает и хавает.

Где сокровище ваше - там и сердце ваше.

К сожалению, мы сегодня как китайцы эпох Хунну, Юань или Цинь.

Цивилизованный народ управляемый варварами.



Comments 
30th-Jul-2014 08:38 am (UTC)
странно что никто не комментируетъ
30th-Jul-2014 08:53 am (UTC)
В ЖЖ нету механизма "лайков", а возразить, по большому счёту и нечего. Поэтому тишина :)
30th-Jul-2014 09:02 am (UTC)
Тут либо комментировать всё, либо ничего...
(Deleted comment)
30th-Jul-2014 09:06 am (UTC) - Из "Повести о настоящем человеке":
В тот день ему опять повезло. В пахучем кусте можжевельника, с
которого он обрывал губами сизые, матовые ягоды, увидел он какой-то
странный комок палого листа. Он тронул рукой — комок был тяжёлый и не
рассыпался. Тогда он стал обрывать листья и накололся на торчавшие
сквозь них иглы. Он догадался:ёжик. Большой старый ёж, забираясь в
чащу куста на зимовку, для тепла накатал на себя палых осенних
листьев. Безумная радость овладела Алексеем. Весь свой скорбный путь
мечтал он убить зверя или птицу. Сколько раз вынимал он пистолет и
прицеливался то в сороку, то в сойку, то в зайца и всякий раз с трудом
превозмогал желание выстрелить. В пистолете оставалось только три
патрона:два для врага, один, в случае надобности, для себя. Он
заставлял себя убирать пистолет. Он не имел права рисковать.

А тут кусок мяса сам попал к нему в руки. Ни минуты не задумываясь,
над тем, что ежи считаются, по поверью, животными погаными, он быстро
сорвал со зверька чешую листвы. Ёж не просыпался, не развертывался и
походил на смешной, ощетинившийся иглами огромный боб. Ударом кинжала
Алексей убил ежа, развернул его, неумело содрал жёлтую шкурку на
брюшке и иглистый панцирь, рассёк на части и с наслаждением стал рвать
зубами еще тёплое, сизое, жилистое мясо, плотно приросшее к костям. Ёж
был съеден сразу, без остатка. Алексей разгрыз и проглотил все мелкие
кости и только после этого ощутил во рту противный запах псины. Но что
значит этот запах по сравнению с полным желудком, от которого по всему
организму разливались сытость, теплота и дрёма!
(Deleted comment)
30th-Jul-2014 09:25 am (UTC) - Re: Из "Повести о настоящем человеке":
А у вас что?
(Deleted comment)
30th-Jul-2014 09:53 am (UTC) - Re: Элементарно, Ватсон
И что?
(Deleted comment)
30th-Jul-2014 12:04 pm (UTC) - Re: Элементарно, Ватсон
Ну посочувствуйте.
(Deleted comment)
30th-Jul-2014 09:56 am (UTC)
Всегда хочется спросить, где эти рамки?

"Вы выводите себя за рамки" - обычный либеральный мемчик.
30th-Jul-2014 09:28 am (UTC)
Всё-таки какой флюгер этот Митя Ольшанский. Слежу за всеми, включая Вас, с 2005 года, так если большинство деятелей как придерживались своих взглядов так и придерживаются с известными коррективами, то Митя поменял точку зрения на все пятьсот сорок градусов. XD
30th-Jul-2014 09:34 am (UTC)
Скорее, цивилизация - это в первую очередь ориентация на усовершенствование окружающего мира. Варварство - ориентация на паразитизм. Причём это проявляется на уровне как индивида, так и социума.

Менталитет варвара: "Там, где я живу, долгая холодная зима, не растут помидоры и удобства во дворе. Поэтому надо перебраться туда, где тепло, витамины и цивилизация. Хорошо бы в качестве рантье, но не получится - так хоть на пособие".

Менталитет цивилизованного человека: "Там, где я живу, долгая холодная зима, не растут помидоры и удобства во дворе. Поэтому надо построить хороший тёплый дом, поставить теплицу и провести канализацию".

А так всё правильно.
30th-Jul-2014 09:53 am (UTC)
Я лично почти со всем согласен, но есть вопрос. Вот Вы делаете слова "варварское сознание" и "ориентализированное сознание" синонимами, в то же время пишете, что китайцы - это цивилизованный народ.

Вы уж определитесь, восток (ориент) и варварство - это синонимы или нет?

Кстати, если уж на то пошло, то мне кажется, что во всех странах всегда народами, независимо от степени их цивилизованности, управляли варвары. Потому что для элит по большей части всегда собственные непосредственные ощущения были первичны, а Родина - вторична.
30th-Jul-2014 10:06 am (UTC) - Многословно возражу.
Спорно.

Да, цивилизация - это система условных запретов, "подумай, прежде чем сделать". Более того, эти запреты распространяются и на воображение, и на память (странно, что Вы её не упомянули). "Подумай, прежде чем вспомнить; подумай, прежде чем вообразить".

Если здесь и есть "заполнение", то это не кидание тюков в фуру от пола до потолка, а ОБСТАНОВКА... мебель в комнате. Выбранная по цвету-форме-удобству, а не по тому, как она заполняет объём.

Это не ПРОСТРАНСТВО, не координатная система XYZ с бездушной цифирью по осям. Это уютный бильбов смеал, где всё на своём месте именно потому, что отрицает концепцию пространства, чистого листа, на котором надо что-то воображать.

Хоббит как раз и заглубляется в холм, чтобы избегнуть пространства от горизонта до горизонта. Оно хорошо, чтобы с Гэндальфом коноплю курить: а существовать, так нет.

Не надо воображать и наполнять, всё уже есть: вот этот комод достался от тёти Бегонии, вот этот сундук притаранил от дракона Смауга, вот этот стол заказал Тукам, когда они ещё столярничали... здесь именно что нет места для пустоты пространства, для воображения чего-то разэдакого. "Всё воображено до нас".

Более того, упомянутая Вами библиотека в первую голову нужна не для воображения трансконтинентальных красот, но именно для того, чтобы знать, кто за сто лет до Вас успел осмыслить то, что Вам только что пришло в голову, даже если Вы смотрели на советские пакгаузы для хранения рабочей силы.

И противостояние варварству здесь проходит в плоскости не ощущений, но функций. Варвар видит в комоде тёти Бегонии запас дров, и его, варвара, надо остановить, пока он не порубил оный комод на оный запас. А пустить слезу от жалестной песни он может так же, как и Вы. Ощущения-то те же.

Варвар, в галстуке он или нет, видит в России запас углеводородов со случайной человеческой прослойкой наверху, и его надо остановить, пока он не смахнул эту прослойку и не выжрал "скважинную жидкость".

Это небольшие различия в понимании, но принципиальные.

Edited at 2014-07-30 10:11 am (UTC)
30th-Jul-2014 10:09 am (UTC)
Давно хочу увидеть Ваши книги у себя на полке. Спасибо.
30th-Jul-2014 11:01 am (UTC) - Крайняя сатья во Взгляде.
Бьюсь за ВАС. Кусают вас ,что удивительно больше мосвичи (примерно30-35 лет).
На 30.07.14. 15:00 1209-за 149-против 8:1

12,5 % против

Edited at 2014-07-30 11:58 am (UTC)
30th-Jul-2014 01:12 pm (UTC) - Re: Крайняя сатья во Взгляде.
Думаю,что значительная часть этих "москвичей" сидят в одной смм конторе....



Спасибо :)
30th-Jul-2014 12:32 pm (UTC) - а вот придерусь по мелочи
Напротив Сен Мало нарисован отважный пират

Не пират, а корсар. Корсары (фр. corsaires) — частные лица, с письменного разрешения французской короны занимавшиеся т.н. guerre de course — операциями против торговых и иных судов противника, а также иногда нейтральных стран.

Кстати, французские корсары из St Malo куда только не доходили — например, до названных по имени этого же святого Iles Malouins, более известных русскому читателю как Фолклендские (Мальвинские).

Edited at 2014-07-30 12:33 pm (UTC)
30th-Jul-2014 01:39 pm (UTC)
аналогично!
30th-Jul-2014 03:41 pm (UTC)
Отлично.
30th-Jul-2014 11:24 pm (UTC) - ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МАЛЕНьКОЙ ДЕТАЛИ
ВСЕ ВЕРНО. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ МАЛЕНьКОЙ ДЕТАЛИ: У НАС ОЧЕНь МНОГО ВАРВАРОВ, А ЗДЕСь - ХВАТАЕТ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ. А ТО СЛИШКОМ УЖ РОМАНТИЧНО.
31st-Jul-2014 02:35 pm (UTC)
в целом правильно, но уж больно заумными словами выражено.
и насчет Вечного города и Горловки я не согласен. я про саму бетонную Горловку а не её жителей
1st-Aug-2014 09:48 am (UTC) - авторъ, поглядите
я кое-что добавилъ къ Вашему тексту ! http://kirillovec.livejournal.com/474783.html
1st-Aug-2014 12:29 pm (UTC)
>Я никогда не был на Донбассе

Великий русский публицист не был там, где в середине "нулевых" его статьи печтатали на полуубитых принтерах, ксерили и передавали по рукам как диссидентский самиздат.

Надо бы как-нибудь съездить.
This page was loaded Nov 19th 2019, 4:02 pm GMT.