Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Новое на 100 книгах. Происхождение капитализма, правовая революция, церковные каноны...

Написал о Книге Правил и о том как Россия проскочила мимо "правовой революции".

 

Книга Правил Православной Церкви

10593497_307433646102704_1440873758_n

06.08.2014 / Егор Холмогоров

Книга Правил Православной Церкви. (любое издание) Собрание правил Православной Церкви — чтение сколь назидательное столь и увлекательное. Я всегда интересовался церковным правом и немного в нем разбираюсь, хотя знатоком себя назвать конечно не могу. Раньше эти знания были очень полезны во всяких ...

Источник: http://100knig.com/kniga-pravil-pravoslavnoj-cerkvi/

 

***

Чрезмерная гибкость в толковании византийских канонов сыграла неоднозначную роль в судьбе Византийской, Русской и всей Православной цивилизации. Одним из столпов быстрого институционального развития западной цивилизации стало Право. Правовая революция была начата на Западе папством в XI веке и включала в себя принцип незыблемости канонов как вечных церковных законов, противостоящих текучести постановлений государственной власти и идею папства и корпорации юристов как единственных правомочных толкователей этого вечного канонического права.

Эта трансформация шла, конечно, в корыстных интересах Ватикана, но её объективным следствием стало появление идеи Права как некоей почти мистической системы, стоящей выше законов и воли государственных властей. Если церковный закон и оставался дышлом, то, как постоянно давали понять папы, на его поворачивание имели право тольо римские первосвященники. Право начало становиться священной коровой западного мира.

Византийский взгляд на церковные правила был более практичен и логичен. Они были руководством к действию, а не метафизической нормой. Правила редактировались, отменялись, применялись соборами. А когда у византийских иерархов выходили конфликты с василевсами на тему брачного законодательства — они в большей степени апеллировали к нравственным, а не к узкоюридическим нормам. Канон воспринимался как отражение и выражение живого нравственного закона.

Этот более справедливый в теории взгляд, чем западная фетишизация, привел однако к тому, что право так никогда и не стало для восточнохристианских цивилизаций пределом власти, что идею законности нам в значительной степени пришлось заимствовать как внешнюю, не прочно усвоенную западную идею, что и до сих пор можно услышать отголоски рассуждений части славянофилов о том, что Правда выше Права. Это хорошо в теории, но на практике только Право имеет независимую и объективную силу и может служить препятствием к ущемлению достоинства человека или общества.

Интересно, что в XVII веке предпосылки правовой революции ориентированной на каноны созрели и в России. И деятельность старообрядцев и противостояние патриарха Никона с царем каждые по своему отстаивали общую идею неприкосновенности божественных канонов для их нарушения, перетолковывания, извращение в угоду сильным. «Разорение» патриарха Никона — это весьма сильный для России XVII века трактат по каноническому праву, где дается интерпретация сотен канонов применительно к спору патриарха с царем и боярами.

Как мы знаем, обе альтернативы превращению канонов в служебный инструмент для «чего изволите» были сокрушены силой. А вскоре при Петре были нарушены сами основы канонического строя Русской Православной Церкви, а услужливый Феофан Прокопович написал целый трактат «Правда воли монаршей», после которого об идее верховенства права в России можно было надолго забыть. «Кормчая книга» бывшая палладиумом церковной законности и для строобрядцев и для Никона была постепенно забыта и вытеснена из обращения.

***

Так же о замечательной книге Зомбарта о роли наживы в становлении капитализма.

Вернер Зомбарт. Буржуа

2248610_Burzhua

06.08.2014 / Егор Холмогоров

Вернер Зомбарт. Буржуа. М., Терра, 2009 Знаменитый немецкий социолог и отчасти научный побратим Макса Вебера написал антивеберовскую книгу о происхождении капитализма Вернер Зомбарт поставил себе задачу опровергнуть мифологизирующую спекуляцию Вебера о протестантской этике и духе капитализма. Прежде всего Зомбарт указывает на иррациональные ...

Источник: http://100knig.com/verner-zombart-burzhua/


Вебер, точнее не он сам, а неовеберианская секта, много сделала для психологической обработки жертв западного империализма. Именно через веберовскую концепцию жертвам внушалось: все ваши традиции, религия, учреждения мусор, который мешает вам создать эффективную экономику.

В полные странноватыми экспертами 90-е был такой культуролог Яковенко, который все призывал Россию принять протестанизм поскольку другого пути чтобы стать Западом у нас просто нет. Над ним хорошо издевался Вадим Цымбурский. Так или иначе вебернутым нужно непременно давать Зомбарта для выправления мозга по средней линии.

Werner_sombartЗомбарт ценен тем, что показывает многофакторность происхождения капитализма. А также не пытается облагородить его истоки. В основе лежит не мифическая попытка кальвиниста доказать свою избранность успехом в делах и рациональностью, а неутолимая страстная жажда наживы. И это, конечно, гораздо больше сооответствует капиталистической реальности — предпринимательство это настоящий риск, игра с экономической смертью, готовность проиграть и начать заново. В то время как веберовский «протестант» должен проиграв один раз считать себя проклятым.

***

Кроме того, не забывайте вчерашних публикаций, если кто пропустил.

Аппиан. Римские войны

5a545

05.08.2014 / Егор Холмогоров

Аппиан. Римские войны. Спб., Алетейя, 1994 Самое знаменитое произведение Аппиана — «Гражданские войны», но не меньшего внимания заслуживают и «Митридатовы войны» и «Ливийская книга», посвященная подлому добиванию Карфагена в третьей пунической войне. Меня оттуда совершенно потрясла история как римляне велели карфагенянам выдать ...

Источник: http://100knig.com/appian-rimskie-vojny/


 

Прицкер Д.П. Жорж Клемансо

c5gd_X

05.08.2014 / Егор Холмогоров

Прицкер Д.П. Жорж Клемансо. Политическая биография. М., Мысль, 1983 Биография самого яркого деятеля французской Третьей Республики — лидера радикалов Жоржа Клемансо, «Тигра» (1841-1929). Третья республика во Франции которой все включая Достоевского пророчили скорую кончину просуществовала так долго именно потому что большую часть её ...

Источник: http://100knig.com/pricker-d-p-zhorzh-klemanso/


 



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments