Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

О свободе, либерализме, консерватизме и сокращении больниц.

Егор Холмогоров. Очерк философии свободы

Poster_Kunstmalerei_48680

30.11.2014 / Егор Холмогоров

Спор между индивидуалистами либералами и коммунитаристами консерваторами идет уже не одно столетие. В этом споре, как правило, на долю либералов достаются все вершки – защита свободы, достоинства, творчества, прав человека, в то время как консерваторам остаются корешки – обоснование необходимости ...

Источник: http://100knig.com/egor-xolmogorov-ocherk-filosofii-svobody/



В сей день, когда люди вновь спорят о сокращении больниц, выкладываю на "100 книг" немного расширенный вариант моего очерка философии свободы, который за две недели на политконсерватизме как-то практически не расчитали.

Наверное потому, что социальной философией у нас мало интересуются, а мой взгляд на нее довольно своеобразен, поскольку строится на сочетании традиционной социальной философии, временами даже с марксистским и прогрессистским оттенком и совершенно православной догматики.

Я понимаю, что сочетание Максима Исповедника и Поланьи, Несмелова и Маркса может показаться странным. Но...

Те, кто так думают не понимают, мне кажется, реального космического значения грехопадения. Даже меньше понимают, чем понимал его сам Маркс.

Человек сотворен могущественным существом. Он призван был к теургии, о чем нам говорит преп. Максим. Грехопадение сделало этого противо-естественного человека ничтожнейшим существом из всех. Иным словами, из мира Максима он попадает в мир Маркса.

"Проклята земля за тебя". В мире после грехопадения исторический материализм, в целом, гораздо вернее и точнее идеализма.

Однако ни один материализм не может объяснить самого главного в человеке. Того, почему он, если верить эволюционистам, рожденный из низшего, непрерывно устремлен к высшему, постоянно считает себя недостаточно человеком и стремится себя преодолеть. Есть ли у собаки идея сверхсобаки? Думаю нет. Вся эволюционная теория построена на отрицании телеологии, ан отсутствии понятия об идеале и цели.

И напротив, любая социальная эволюция телеологична. У людей есть цель, даже если эта цель ложная. Человек всегда пытается создать сверхчеловека. Он всегда имеет в душе образ Адама, который повелевал животным и которому повиновались ветра. И он знает, что истинным человеком будет только если вырастет в меру адама. Это и есть основной инструмент реального исторического прогресса.

Христианская аскетика учит нас, что единственным способом индивидуального роста в меру Адама является умная молитва и аскетический подвиг. Там, где целью является уже не Адам, а Христос. Но по этому пути идут лишь немногие люди.

Большинство пытается воссоздать внешний контур могущества Адама соединяя свои усилия. Это и есть социальный прогресс. Чем более мощное и плотное социальное поле создается, тем больше при этом уделяется от него и отдельному человеку возможностей и могущества, которые мы и зовем свободой.

Свобода - это возможность желать и добиться желаемого. Голый человек на голой земле может желать сколько угодно. но добиться желаемого он как правило не может. Если я сейчас разденусь до гола и захочу сходить в магазин за хлебом, чтобы поесть, то вряд ли мне удастся поесть. Разве что баланды в обезьяннике. Я замерзну пока дойду пешком. У меня не будет денег и хлеба мне не продадут. В конечном счете вызовут врачей и психушку, чтобы я не пугал граждан.

Все свободы которые у нас есть - это совокупность поддержек, которые оказывает мне общество. Чем больше общество может оказывать вам бесплатных поддержек, тем вы свободней. Отсюда впрочем не следует прравоты "реального социализма", поскольку он, на самом деле, требует за бесплатные поддержки - типа детсадика, очень серьезной социальной оплаты в виде бесплатного труда, в виде отказа от целого ряда нематериальных свобод - интеллектуальной, свободы слова, свободы веры и т.д. Но постановка социального вопроса конечно совершенно верна.

Чтобы люди оказывали друг другу поддержку им нужны основания для солидарности - семейная общность, национальная солидарность. Нужна система производства солидарности. Но тут начинает работать ряд механизмов, которые эту солидарность разрушают.

И один из этих механизмов - это либеральная доктрина о естественном состоянии свободы, базирующаяся, в скрытом виде, на отрицании грехопадения. Те свойства, которые являются усвоением индивидом достигнутых обществом результатов по компенсации разрыва между Адамом и нами, приписываются человеку в его естественном состоянии. Как будто он и есть Адам. А дальше, на основании мифа о том, что это и есть естественный человек конструируется псевдореальность в которой люди якобы попросту должны не мешать друг другу быть такими какие они есть. А все институты обеспечивающие социальную солидарность есть зло - большее или меньшее.

Не трудно заметить, что это либерализм от сытости, который при скудости сразу же пропадает, поскольку, еще раз, индивид после грехопадения - это не человек в полноте его природы. Он сам по себе, до общественной обработки и поддержания, нежизнеспособен или жизнеспособен только чудом.

Но при этом. разумеется, есть и дурной оппонент либерализма - дурной консерватизм, который принимает те общественные конфигурации в которых общество было беднее и не могло позволить своим членам большей свободы, за _естественные, традиционные и правильные_. И соответственно начинает ностальгировать о, грубо говоря, времени без антибиотиков с квалифицированными казнями и рабством. Поскольку естественным путем добиться отката в это время очень сложно, начинается искусственное конструирование деградации, что мы наблюдаем на примере какой-нибудь ИГИЛ.

Надеюсь, так я объяснил суть проблемы короче и яснее (или запутанней).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment