У меня в фейсбуке случилась маленькая дискуссия о Хелависе и «Мельнице». Так вот. Для понимания. Хелависа для меня — это всё. И это уже навсегда. независимо от того нравятся мне какие-то конкретные вещи, которые она делает или нет.
В 2003 году я кажется первым написал статью о «Мельнице» в большой прессе и первым (ну или одним из первых) поставил их на FM-радио. И с тех пор уверен, что раз есть Хелависа, раз есть «Мельница», значит есть красота и есть мир в котором стоит жить.
Для тех же, кто не совсем знаком с творчеством «Мельницы» и Хелависы соло предлагаю топ-10 того, что надо послушать, чтобы понять что это вообще такое.
Моё знакомство с «Мельницей» началось с того, что в 2003 году Миша Голованов принес мне диск со словами, что это «настоящая фашистская музыка». Ударение на все три слова. «Фашистская» в дискурсе 2003 года не имела никакого отношения к Гитлеру и Муссолини и означала, что это музыка, которую не впадлу слушать человеку националистических, патриотических, правых убеждений. «Настоящая» означало, что это не бездарное фуфло, а высокое искусство, действительно серьезная художественная работа. «Музыка» означало то, что это именно музыка, а не три аккорда и бас.
Я послушал. Восхитился, особенно «На Север», «Тамерланом» и «Прялкой». Полез искать в интернете и нашел сайт, где был невероятно понравившийся мне слоган группы «Новая музыка древнего мира». Это и в самом деле довольно точно передавало тогдашнюю идею группы, выросшей из ролевого движения, но сделанной настоящим серьезным филологом, знатоком северной культуры и гениальным поэтом Натальей О Шей (тогда Николаевой) — Хелависой.
«Мельница» той поры это переплетение кельтских, скандинавских и славянских мотивов. То есть добротная затейливая нордика. По текстам — это невероятная, нечеловеческая просто филологическая культура и изысканнейший исторический символизм. Когда единственный раз в жизни встретился с Хелависой лично, то она говорила о чувстве истории и о том, как она сидит точно паучок в паутине столетий и подтягивает к себе то одно, то другое. Я в этот момент готов был рухнуть на колени и расплакаться просто от того, что наконец-то встретил человека, который думает как я. Но постеснялся и этого не сделал.
Для меня тогда это был ментальный взрыв и ощущение обретения жизнью некоторого смысла и перспективы. Потому что если на свете живет еще хотя бы один человек на той же волне, что и ты значит жизнь она в принципе не зря. И с тех пор «Мельница» и Хелависа меня поддерживают в трудные минуты.
Кстати, ирландская линия в творчестве Хелависы мне тоже созвучна и не случайно. Ирландцы создали в XIX-XX веках одно из самых ярких и культурно продуктивных национально освободительных движений. А именно национально освободительный национализм — это то, что оказалось для русских и актуально, и поучительно и, как показали события этого года, востребовано.