Как обычно - "много вкусного".
Кстати об остракизме. В книге Воронковой он представлен как страшная угроза, всё время висящая над Фемистоклом, тревожащая его и его жену, как символ неблагодарности афинян к своим благодетелям. И в самом деле, как выразился один исследователь: «зависть лежала в основе древнегреческого менталитета. Не случайно греки изобрели остракизм, а римляне – триумф». Однако как правило игнорируется тот факт, что в повседневность афинской политики остракофорию ввел именно Фемистокл. До него этот инструмент практически не работал, а вот в 480-е годы Фемистокл с помощью остракизма как кукушонок повыкидывал из афинского политического гнезда практически всех своих соперников: остракизму были подвергнуты Гиппарх сын Харма – лидер сторонников тирана Гиппия, Мегакл из рода Алкмеонидов, Ксантипп (отец Перикла) и, наконец, Аристид.
С помощью остракизма Фемистокл установил в Афинах свою демократическую диктатуру. Разумеется, он и сам подвергался опасности быть изгнанным, но, как правило, его расчет был очень точным. Об этом говорит, к примеру, история невостребованных черепков. В 1937 году американскими археологами в мусорной куче на северном склоне Акрополя был обнаружен колодец, ставший, по сути, мусорной свалкой. И в этом колодце – 190 остраков с выведенным четырьмя красивыми почерками именем «Фемистокла».
Немедленно появилась теория, что в 482 году, когда решался вопрос об остракизме Аристида, некая олигархическая группа готовила «вброс бюллетеней» против Фемистокла, но по каким-то причинам операция не удалась. Современные исследования, однако, позволили выдвинуть другую, гораздо более реалистичную версию. Все черепки отличаются изысканной круглой формой и четким написанием имени одинаковым почерком. Они приготовлены заранее. Казалось бы фальсификация несонменна. Однако позднее найдены были другие черепки, в том числе известны и случаи когда серии острака против разных лиц написаны одинаковым почерком.
Это приводит к выводу, что в Афинах существовал рынок остраков. Владельцы керамических мастерских выгодно сбывали бой во время остракизма – выбирали самые красивые черепки, обычно донца, писали на них имена наиболее вероятных кандидатов и продавали за мелкую монету. «Аристида! Аристида кому? Недорого. Аристида всего ничего осталось, спешите! Фемистокл! Фемистокл! Фемистокл со скидкой! Два по цене одного!». Обнаруженные археологами 190 черепков были неликвидом, оставшимся после остракизма Аристида и говорят как раз о невероятной популярности Фемистокла в этот период. Острака с именем Фемистокла просто никто не хотел покупать.