Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Завершая споры о Бродском...

Как о "картавом и заумном назначенным евреями русским в великие поэты".

Иосиф Бродский. Назидание

brodsky4

27.05.2015 / Егор Холмогоров

Иосиф Бродский. Назидание. СП «СМАРТ», 1990
Впервые я познакомился с поэзией Бродского в 1989 году. Я это помню точно, поскольку это был единственный год, когда на волне подписной вакханалии, я выписывал журнал «Знамя». В № 4 появилась небольшая подборка Бродского. Кажется ...

Источник: http://100knig.com/iosif-brodskij-nazidanie/



Ситуация, когда сильная интеллектуальная поэзия сосредоточилась в лице одного Бродского и среди современников ему равного по таланту и литературной эффективности не нашлось – это, конечно, совместное достижение советской и антисоветской власти, а не вина самого Бродского, который просто хотел писать стихи и делать это хорошо. Он ощущал, как я уже сказал, некоторую нелепость своего «картавого рокота» в продолжении русской поэтической традиции. Но других не было и Бродский, сколько мог, двигал русскую, именно русскую поэзию дальше.

Но гораздо хуже Воинствующее Невежество, то есть упрек Бродскому в сложности, запутанности, непонятности его поэзии. Если упрек Бродскому в том, что он не-русский поэт – ошибка фактическая, то заявления о том, что поэзия должна быть «простой и понятной народу, вот как у Пушкина» – это ошибка стратегическая и принципиальная.

Во-первых, поэзия Пушкина не слишком-то понятна. Её мнимая понятность объясняется её хрестоматийностью. Но если устроить любителю простоты допрос с пристрастием о Пушкине, то окажется, что он провалится не то что на «Евгении Онегине», но даже на «Капитанской дочке».

Во-вторых поэзия Бродского, при внимательном и вдумчивом чтении в целом довольно прозрачна и дает богатую пищу для ума. В каких-то моментах Бродский гораздо проще и яснее Пушкина. Каковы бы, к примеру, не были отношения Бродского с Богом, Христианством и собственным крещением, стихотворение «Сретение» – гораздо более ясное по исповеданию и догматической точности, чем большинство христианских стихотворений Пушкина.

Ну и, наконец, главная ложь всей этой риторики о «скучных головных стихах» – в самом отрицании необходимости для русского читателя сложного интеллектуального измерения, богатой классическими аллюзиями поэзии, эксперимента в области формы и содержания, наконец – банального «Воздержания от глупости», которое не всегда удавалось даже Бродскому, но совсем не практиковалось большинством его современников, особенно советских полуофициозных.


P.S. Кстати сказать, если вам нравятся "100 книг" - не забывайте иногда на них хотя бы понемногу жертвовать. Поскольку я сейчас как раб на галерах пишу, пишу, пишу где печатают и возможность написать текст за который не платят выдается _очень_ редко.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои твиты

    Ср, 15:26: Новый выпуск Курса русской истории посвящен, XIII веку, то есть, прежде всего, монгольскому нашествию и выживанию Руси под игом.…

  • Русь и Монголы. XIII век. Курс русской истории

    Новый выпуск курса русской истории посвящен трагическому XIII веку. Переориентация крестовых походов романо-германцев на славян, балтов и…

  • Мои твиты

    Пн, 15:29: О берестяных грамотах, труде Зализняка и бреднях Галковского https://t.co/vT4ye01vRH

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment