?

Log in

No account? Create an account
Разговоры о самоопределении русского народа
Почему Россия не Азия. Очень важная моя статья 
26th-Mar-2016 02:43 pm
Вышел номер "Тетрадей по консерватизму" с архиважной моей статьей, собственно самой главной для меня статьей 2015 года: "Почему Россия не Азия".

http://100knig.com/azia/



В ней сформулировано несколько очень важных тезисов.

1. Когда мы ориентируемся на современную Азию, мы ищем в ней не азиатские элементы, а успешную адаптацию европейских. Нам важно не умение корейцев есть собак, а опыт Самсунга.

2. Никакой общей евразийской судьбы с азиатскими народами, созданной Монгольской империей раскинувшейся от Китая до Новгорода у нас нет. Хотя бы уже потому, что империя эта - вымышленная. Вымышленное царство.

3. Геополитический "топос" России - Русский Остров, это особое пространство переплетенных речных бассейнов резко географически отличающееся и от Азии и от Европы. Но от Азии резче. И записывать Россию в азиатские державы на том основании, что часть ее расположена в части света Азия - это географическая омонимия. Россия распространялась в Сибири не по Азии, а опережая Азию.

4. Там где мы видим непосредственное соприкосновение России и Азии, как в приамурском и уссурийском пограничье России и Китая, там мы видим выраженную конкурентность. Причем Россия в этой конкуренции выступает не как евразийская, а как морская и океанская держава. Устье Амура было занято Россией в результате экспедиции Невельского из Кронштадта.

5. Для России Азия всегда была элементом глобальной геополитической игры. И физическое "соседство" скорее препятствовало, чем способствовало успешным взаимодействиям с азиатскими народами в этой игре. Вот и сейчас мы с Китаем глобальные партнеры, но именно наше соседство - источник рисков. Многое зависит от того, сделают китайцы ставку на индоокеанскую экспансию, или же на Шелковый Путь по Средней Азии. В последнем случае жди неприятностей.

6. Разница между Христианством и нехристианством выстраивает абсолютную и неснимаемую границу между Россией и Азией. "Азия" - это, собственно, нехристианский Восток. Будь он христианским, никакой "Азии" в кульутрологическом смысле не было бы. И Россия, пока она христианская страна, никакой Азией не станет. Это показано на примере попыток Достоевского освоить восточнический дискурс, которые ему не удаются.

http://100knig.com/azia/
Comments 
26th-Mar-2016 02:56 pm (UTC) - Маленькая поправка
Лишь со второй половины XIX века среди русских интеллектуалов начала вызревать мысль, что соседство России и Востока дает лучший доступ к восточным источникам, к восточной среде, а может быть и к пониманию Востока, чем у западных исследователей
Эта мысль была высказана Уваровым ещё в 1810 году в проекте Азиатской Академии. Цитируя перевод Жуковского:
И Россия, в сию минуту возрождения наук восточных, ужели одна останется позади всех других народов Европы?
Россия, смежная с Азиею и владычествующая всем ее севером, разделяет со всеми другими нациями то нравственное побуждение, которым они одушевляемы в благородных своих предприятиях; но сверх того она имеет еще и побуждение политическое, столь явственное, столь неоспоримое, что одного взгляда на карту довольно, дабы совершенно увериться в истине этого мнения. Россия, можно сказать, утверждена основанием своим на Азии. Сухая, необъятно обширная граница сливает ее со всеми народами Востока. Но можно ли поверить? Россия из всех европейских наций одна не обращала никакого внимания на Азию! {Труды Палласа, Георгия и Гильденштета, принадлежащие к царствованию Екатерины II, не были продолжаемы. Надобно заметить, однако, что главною целью сих ученых мужей была Естественная история, и что они, ограничив себя одною Сибирью и землями, ей сопредельными, не проникали во внутренность и в южные страны Азии.}
Довольно самых обыкновенных понятий о политике, чтобы заметить те важные выгоды, которые могла бы получить Россия от основательнейшего знакомства с Азиею. Россия, имеющая столь тесные сношения с Турциею, Китаем, Персиею и Грузиею, приобрела бы множество способов не только содействовать распространению общего просвещения, но и удовлетворить потребностям более драгоценным. И никогда выгода государственная не была в таком согласии с важными видами образования нравственного.

История выработки Уваровым этой концепции освещалась М.Л. Майофис ("Воззвание к Европе", глава 7, главка с характерным заголовком "Восточный" проект С.С. Уварова и А.Н. Оленина: из Древней Греции — в Индию и Персию, с остановкой в Грузии), обзор первых отзывов (включая реакцию Жуковского, братьев Тургеневых и Гёте) дан В.С. Киселевым (статья «…чтобы в России заведена была азиатская Академия»: «Projet d’une Académie Asiatique» С. С. Уварова в истории российского ориентализма», Вестник Томского государственного университета. Филология, Выпуск № 3 (19) / 2012).
26th-Mar-2016 07:16 pm (UTC)
> ... мы ищем в ней не азиатские элементы, а успешную адаптацию европейских.

... мы ищем в ней не азиатские элементы, а успешную адаптацию европейских и азиатских элементов.

> Никакой общей евразийской судьбы с азиатскими народами...

В случае гипотетической войны с поляками и хохлами(и забудем пока про ЯО), защищать Обнинск приедут не братья-славяне беларусы (они захватят Смоленск). Защищать Обнинск приедут буряты. На вопрос "Зачем приехали?" они скажут: ЗАЩИЩАТЬ СВОИХ!
Все "братья-славяне" окромя сербов нам враги. А многие(Украина, Польша, Беларусь) еще и имеют к нам территориальные претензии. Если мы проявим слабость, это может кончиться очень плохо. У нас нет друзей, кроме азиатских народов(да и то не всех). И именно с ними у нас общая судьба, увы.

> особое пространство переплетенных речных бассейнов резко географически отличающееся и от Азии и от Европы

То же самое в северной Германии.

> И физическое "соседство" скорее препятствовало, чем способствовало успешным взаимодействиям с азиатскими народами в этой игре.

Прочитайте что-нибудь про колонизацию Средней Азии. Многие народы(киргизы например) приветствовали усиление русского влияния и активно помогали нам.

> Разница между Христианством и нехристианством выстраивает абсолютную и неснимаемую границу между Россией и Азией

Важность религии преувеличена.

> "Азия" - это, собственно, нехристианский Восток. Будь он христианским, никакой "Азии" в кульутрологическом смысле не было бы.

На Востоке есть христиане. Но это христианство не делает его последователей европейцами. В Китае, например, в 2012 году было почти 40 млн христиан.
26th-Mar-2016 09:15 pm (UTC)
1. Кэйрецу и чеболи - это сугубо азиатские элементы
2. Калмыки, башкиры, казанские татары, сибирские татары, казахи, ногайцы, касимовские татары - куда вы их дели из истории России?
3. Колонизация по рекам это еще не значит изменения частей света
4. А куда Албазин, Кяхту и Великий чайный путь деть? Это не морское освоение
5. Азия - это место, куда русские люди убегали от государство в основном. Пример, раскольники в поисках Беловодья и Опоньского царства. Потом уже политика началась
6. А куда древние церкви Востока деть? Даже не таких старых как несториан, а просто вот действующих? Китайских католиков и протестантов, корейских протестантов, индийских и других христиан?
26th-Mar-2016 10:59 pm (UTC)
Ориентация многих русских интеллектуалов то на Европу, то на Азию, то на Америку - следствие нелепых попыток обнаружить там центр мира и смысл его существования.
Тогда как центр и смысл это исключительно Россия. А европы, азии, африки и прочие америки - всего лишь декорации. Их единственное назначение - создавать фон для российского генезиса.
По этой причине Россия не Азия, а также не Европа.
This page was loaded Dec 9th 2022, 6:31 am GMT.