Нашу разность показываю на некоторых очень важных маркерах, таких как аффективный строй или отношение к семье и адюльтеру.Россия - не Запад. Хотя достаточно близка к Западу, чтобы вопрос о том, почему и в чем Россия не Запад имел право на подробное обсуждение.
http://um.plus/2016/04/25/my-vezhlivyye-ne-izmenyayem-i-lyubim-khleb-pochemu-rossiya-ne-yevropa/

Не племенное происхождение само по себе, как биологизаторски рассчитывал Н.Я. Данилевский, а цивилизация, — самостоятельная цивилизация, полученная из развития византийских начал, составляет ту особенность, уникальность и силу, которая делает русских равными соперниками всего западного мира, дает нам притязания превышающие притязания любой из европейских наций. Дело тут не в славянстве, а как раз в том, что Россия выше славянства – и по своему византийству, и по своему происхождению из синтеза славянского и варяжского начал, и по огромному опыту противостояния давлению Азии. Противостояния не ради мнимого «щита меж двух враждебных рас», а ради своего выживания.
Уникальность русской цивилизации, тот самый её «особый путь», сделали Россию чем-то большим, чем славянские Польша, Чехия, Болгария. Хотя регулярно приходится, конечно, читать нытье о том, что лучше бы нам быть просто чехами. Только не забудем, что вольготное бытие «просто чехов» основано на беспощадной этнической чистке, проведенной в Чехословакии после Второй Мировой Войны, когда было изгнано огромное немецкое население, до того почти тысячелетие оспаривавшее у чехов их собственную страну. Такой трюк возможно было проделать только под крышей могучего «старшего брата». А уж потом, получив все сливки, легко и вольготно было клеймить его как оккупанта. Тот же фокус с дегерманизацией проделали Польша и прибалтийские республики, теперь превратившиеся в «государства Балтии». И с той же степенью благодарности к русским. Так или иначе, не будь глобальной русской силы столкнувшейся с глобальной германской силой никакой локальный рай Восточной Европы попросту не был бы возможен....
Цивилизация определяется и через художественный стиль, и через образ жизни, и через отношения с пространством временем, охватывая тысячи и тысячи семиотических систем и поведенческих сценариев. Соответственно построить такое же красиво ветвящееся древо взаимного происхождения цивилизаций, как это удалось с языковыми группами и семьями лингвистам, пока не удалось.
Но, тем не менее, есть все основания утверждать, что русская цивилизация и цивилизация западная – это разные цивилизации, хотя и близко родственные, а потому вынужденные смотреться друг в друга как в зеркало и испытывать определенные взаимные неудобства.
Генетически обе цивилизации едины и базируются на общности наследия Греции и Рима. Однако воздействие этого наследия было существенно различным. Если для Запада Греция была абстракцией, то Рим присутствовал физически – на пространстве от Вены (Виндобоны) до Парижа (Лютеции Паризиорум) и Лондиния традиции античных поселений не прерывались ни на минуту. Для русской цивилизации решающее значение сыграла рецепция византийского наследия, синтезировавшего эллинские, римские и восточно-эллинистические начала. Однако вместо прямого произрастания из древности на русской почве применялась прививка высокой цивилизации к варварскому обществу. Если на Западе варвары приходили и селились среди цивилизации, то на Руси цивилизация приходила и селилась среди варваров.
И экологические, и геополитические, и хозяйственные, и психологические предпосылки двух цивилизаций значительно разнились, хотя имели дело в целом с одним и тем же культурным кодом: индоевропейским, греко-римским и христианским. Существуют тысячи узнаваемых черт, которые однозначно говорят о единстве цивилизаций русских и западноевропейцев – например привычка сидеть на высоком сиденье, унаследованная от Египта и Вавилонии и так резко отличающаяся от восточной на пространстве от современного ислама до Китая и Японии привычки сидеть на подушечках, коврах и циновках. Скажи мне как ты сидишь и я скажу к какой макроцивилизации ты принадлежишь (хотя вот иконичный для евроинтегрированной Украины казак Мамай сидит на лубках про него по-турецки, — что-то пошло не так).
В рамках этого общего культурного поля, довольно широкого и включающего не только телесные практики, но и философские основы, например общее уважение к человеческой индивидуальности (вспомним как Владимир Мономах благодарил Бога, что Он создал не одно лицо, а множество лиц), пролегают, однако, такие различия в акцентах, которые заставляют говорить о России и Европе как о разных цивилизациях.
Здесь и разность экологических основ. Рожь, рассматриваемая в Европе как вспомогательный злак на случай голода, в России с её зоной рискованного земледелия – основной злак, без которого сельское хозяйство попросту невозможно. Для Европы основным строительным материалом является камень, в России до самого внедрения в широкую строительную практику бетона, безраздельно господствует дерево. Европейские пространства – имеют скромные размеры, ограниченные горами, морями и реками. Русское пространство пугает своей безграничностью, для него кажется не существует даже фундаментального различия леса и степи – упругая паутина из русских рек рано сделала возможными коммуникации на тысячи километров. Понятно, что культуры, которые имеют столь разные адаптивные практики и предпосылки, существенно разделяются и в своем цивилизационном строе.
Еще более существенны различия России и Европы на уровне регуляции поведения.