?

Log in

No account? Create an account
Разговоры о самоопределении русского народа
Этнос-цивилизация. О гражданском и этническом русском национализме 
17th-May-2016 01:32 am
Кстати, к неизбежной дискуссии о гражданском и этническом национализме.

Я всегда был и остаюсь категорическим сторонником этнического национализма и противником национализма гражданского как замены и подмены (а не дополнения) этнического.

Это меня отличает от очень многих русских националистов, в том числе и очень известных.

Ценностью для меня является именно русский этнос как антропологическая, биологическая, социальная и этнографическая реальность. Я бы хотел, чтобы он сохранялся, развивался, процветал, включал в себя другие народы, а не раскалывался и не рассасывался. И свою деятельность я рассматриваю как обеспечение русскому этносу возможностей для такого улучшения его существования. В этом смысле мой национализм можно определить как политический этноцентризм.

Этнос это система по воспроизводству закрепляемых воспитанием с колыбели и культурой жизненных адаптаций и коллективных представлений. Этничность выступает как основа интуитивной, не нуждающейся в договорном закреплении солидарности людей ради совместного выживания и развития. В этом смысле в составе этноса можно родиться, можно быть воспитанным, можно к нему примкнуть, но нельзя записаться как в политическую партию.

"Обрусеть" это значит не объявить себя русским, а жить вместе с русскими и влиться в общий русский поток жизни от бытового и семейного до идейного и политического (иной раз человек всю жизнь считающий себя на словах представителем другого этноса обрусевает больше, чем обращенный на словах). Это, на самом деле, довольно легко, если другая идентичность не перебивает настолько, что человек чувствует интуитивную солидарность не с русскими, а именно с ее представителями.

Разумеется, русская культура больше, чем этнографическая культура, разумеется русская история больше, чем этническая история, но ни того, ни другого без этнического русского фундамента, этнографического ядра просто не было бы. Поэтому сохранять и укреплять это ядро, а не размывать его "многонационалией" нужно обязательно. Печальный опыт гражданских наций в начале XXI века доказывает, что без сохранения и подчеркивания этнического ядра гражданские нации превращаются в мультирасовые конгломераты, поглощаемые более сильной и агрессивной идентичностью - исламской, мексиканской и т.д. Подобной судьбы для русских я бы не хотел. Поэтому если поставить жесткий выбор: этническая изоляция или судьба французской или американской нации, я выскажусь за этническую изоляцию.

По счастью такого выбора нет. Потенциал влияния русского этноса столь огромен, что он без всякого напряжения втягивает в себя народы и этнические группы, бархатно перемалывая всё на своем пути. И я, конечно, категорический ассимиляционист. Мои отдаленные предки сами были ассимилированы славянами и влились в русский этнос как его северная группа, фиксируемая как носители гаплогруппы n1c1. И я себя отлично чувствую, а потому абсолютно уверен, что скажем все финно-угорские народы должны считать прекраснейшей участью именно полное слияние с русским этносом. То же ждет и многие другие народы, причем не только православные. И это хорошо - они оставят в русском культурном поле элементы своей культуры, слова в языке, историческую память, но однажды все станут русскими - именно этнически русскими, а не просто "граждански русскими" под общей политической шапкой.

Поэтому меня очень мало тревожат люди, которые бегают и размахивают своим троюродным дядей папуасом и вопят "Вы, значит, меня теперь исключаете из русских?" Напротив, мы вас готовы включить - живите с русскими, заключайте браки и у ваших внуков уже вопрос даже не встанет так, как он у вас свербит. Это вы сами расчесываете какие-то иные происхождения, чтобы презентовать себя как не русских, или не таких русских как все. То есть это ваш выбор, а не выбор русских этнических националистов.

Задача русских националистов, цель нашего политического этноцентризма не в том, чтобы кого-то ущемить, кого-то исключить из русских, а в том, чтобы русскому народу как этнической общности создать максимально благоприятные политические условия сохранения и развития на всех уровнях - политическое единство, демографическое воспроизводство, сохранение и развитие русской культуры, экономическое благополучие, распространение русского языка и защита от его деградации, сохранение базовых адаптационных моделей, таких как система расселения, с целью максимально психологически комфортного существования русских. В конечном счете цель русского национализма в том, чтобы русским людям было хорошо, чтобы мы были счастливы, чтобы нас окружала реальность красивая, возвышающая душу, родная, зовущая русских в Небо, а не в могилу. Понятно, что непрерывно испытывать счастье невозможно, но вот из режима постоянного несчастья, которое русским сознательно прививают, мы точно можем и должны выйти.

Для достижения всего этого русским практически нет необходимости ограничивать в правах другие народы. Все, что русским необходимо - это не допускать другие народы господствовать над нами, навязывать русским чужое и отнимать у нас своё. Чтобы таких конфликтов не возникало, русские националисты и призывают всех стать русскими в описанном мною смысле совместной жизни и постепенно интеграции.

Противопоставление "этничности" балалайки и "национальности" Чайковского - ошибочно. Русское - это и не балалайка сама по себе и не "Иоланта" - космополитическое произведение написанное русским.

Русское - это мелодия народной песни "У ворот-ворот батюшкиных" вплетенная в великодержавную увертюру "1812 год" ставшую одним из самых исполняемых классических произведений в мировой музыке. Уберите эту мелодию - и ни державности, ни космополитичности просто не будет.

В конечном счете, быть русскими - это великая культура, великая история, великий язык, великая наука, это доступ абсолютно ко всем достижениям цивилизации - русской, европейской, античной, а в значительной степени и других. В конечном счете именно на русский сделан единственный в мире полный перевод Сыма Цяня, так что и к китайской цивилизации вы отсюда ближе.

Русский этнос - это этнос-цивилизация.

То есть быть русским - это способ быть человеком вполне, максимальная степень самореализации человеческой природы, которую предоставляют лишь немногие из цивилизаций на земле. Ни одна из тех культур, представители которых имеют реальную перспективу влиться в состав русского этноса, такой полноты реализации не дает. Ну а если кому хочется в англичане и китайцы, то логично ехать туда, а не мутить воду здесь.

Поэтому я не вижу никакого смысла куда-то прятать русское этническое начало и русскую этническую идентичность, извиняться за них, говорить о них как о чем-то необязательном.
Comments 
16th-May-2016 11:23 pm (UTC)
Я думаю я как русский и как человек, сделавший свой пусть не очень большой, но вклад в перевод Сыма Цяня (перевел Вяткин, все остальные, включая даже Карапетьянца и Таскина - делали вклад) на русский язык, имею право тут высказаться.

1. Из вышеизложенного нет ничего, с чем бы я был не согласен.

2. Однако считаю необходимым этот текст дополнить и дополнять, прежде всего:

2.1.Обобщениями

2.2. ответами на вопрос "как?". То есть "демографическое воспроизводство" (в условиях городской человеком преобразованной среды и капиталистического способа производства) - КАК?


Я как русский православный диалектик и сторонник трудовой теории стоимости (это не совсем марксизм, не совсем социализм, не совсем коммунизм)хотел бы предложить автору парочку обобщений именно из области трудовой теории стоимости и стадиального подхода:

1. "В этом смысле в составе этноса можно родиться, можно быть воспитанным, можно к нему примкнуть, но нельзя записаться как в политическую партию."

Это очень важное положение! Его надо развивать, отстаивать и распространять. Можно примкнуть! но нельзя записаться.

""Обрусеть" это значит не объявить себя русским, а жить вместе с русскими и влиться в общий русский поток жизни от бытового и семейного до идейного и политического"

То есть, обобщая: стать русским нельзя не ПОТРУДИВШИСЬ. Русским можно стать! Но для этого надо приложить ТРУД.

ТРУД, который делает трудящегося русским, а русскому народу нечто ДАЕТ. Но это нечто - не просто там товар, плод абстрактного отчуждаемого труда, а плод ВСЕОБЩЕГО труда. Создание, пусть на маленьком фронте, чего-то, чем все могут воспользоваться, как воздухом, знанием, картиной, песней, открытием, простым самопреобразованием. Очевидно, что русский народ есть не товар и на товар не меняется, а есть нечто всеобщее, что вкладывается в то сердце и душу, которая порождает нечто всеобщее.

В общем, даже если ты создаешь из не-русского себя создаешь русского себя - то это определенное всеобщее творчество.

Итак, обобщение: чтобы стать русским, надо 1. приложить ТРУД, 2. ВСЕОБЩИЙ труд.

Не отчуждаемый в виде материального предмета абстрактный труд, как прикладывает на фабрике рабочий или строитель.

Увы, просто труд дворника и строителя, как показывает практика, русского не создает, потому что этот труд отчуждается от трудящегося в конечной материальной форме.


16th-May-2016 11:37 pm (UTC)
Спасибо!

А насчет экономической теории - все-таки советую проработать Листа, Менделеева, Райнерта и Ха-Джун Чанга. Они очень способствуют интеллектуальному прогрессу.
16th-May-2016 11:55 pm (UTC)
Всегда рад!


Сначала мне надо закончить прорабатывать "Науку логики" Гегеля, "Мышление и речь" Выготского и "Проблему символа и реалистическое искусство" Лосева. Всё это книги, основанные на диалектическом методе. А для меня как для китаиста Лосев и Выготский просто исключительно полезны тем, что они диалектически подходят к двум основным фундаментальным проблемам китаиста: проблеме знака (китайский иероглиф отличается от всех других развитых письменностей этого мира) и проблеме понятий и их формирования и связи понятия и знака. В частности только у Выготского я наконец встретил развернутое теоретическое обоснование того, как письменность, письменная речь влияет на мыслительные функции, на формирование естественных и научных понятий как более осознанный и произвольный тип речи по сравнению с устной. Я потому и чту Маркса так сильно - за то, что он, при всех его идеологических передергиваниях и издержках - держится в значительной части своего "Капитала" методологической последовательности, диалектичности, которая встраивает его в целую систему разветвленную, систему научных трудов и методов, роднит полит-экономию "Капитала" с мышлением и речью Выготского, с диалектикой и семиотикой Лосева. Ну и конечно Гегель. Это очень мощная система, мощная именно последовательностью диалектической методологии.

А потом я смогу приняться за в том числе и те книги и авторов, которые Вы посоветовали.

Кстати, я читал Ваши статьи с эконом-философскими мыслями по вопросу накопления капитала в определенных формах как фактора возникновения цивилизации рантье. И тут нет ничего, что противоречило бы Марксу или не следовало бы из тех общетеоретических (не путать с идеологическими) установками, которые можно найти в "Капитале". Если Маркса не заужать марксистски, а диалектически расширять и развивать, то ничего такого, что противоречило бы Марксу в тех Ваших (и не Ваших) мыслях нет.
17th-May-2016 01:25 am (UTC)
А как Вы относитесь к К25?
20th-May-2016 10:36 am (UTC)
Извините, ошибся веткой.
16th-May-2016 11:59 pm (UTC)
Кстати, по поводу "единственный в мире полный перевод Сыма Цяня" - эту фразу нужно дополнить: "единственный в мире полный перевод Сыма Цяня на европейский язык". Так будет точнее. Я могу ошибаться, но по-моему на японский есть.
17th-May-2016 08:27 am (UTC)
Вот этот подход меня в националистах-ассимиляционистах и отвращает.

Ну вот я. В отрочестве я сознательно принял решение — поддерживать русский язык на максимально хорошем уровне. Как один из языков предков. Я считаю, что мне это удалось неплохо: мои рассказы на русском языке издавались; многим собеседникам сложно поверить, что я никогда не ходил в русскую школу. Хотя, скажем, фильмы вроде «Гусарской баллады» мне приходится смотреть с субтитрами.

Когда я читаю тексты, подобные этому, я слышу вот что: «за то, что ты осмелился нами всерьёз заинтересоваться, мы пожрём всё, что тебе дорого и на чём ты вырос, мы растворим тебя и всех твоих потомков в себе. С тобой будет как с муромой, как с мерянами и мещёрой, как с голядью и чудью заволоцкой, от которых не осталось даже детских считалочек, а только смешные названия».

Ещё я в этом тексте слышу: «лишь большой и полезный язык достоин изучения, остальные заслуживают забвения. И если русский язык станет мал и ненужен, как он не был нужен тебе, как он был мал вокруг тебя, то его следует бросить, забыть и перейти на другой». Ни разу я в подобных текстах не читал, что его следует любить и учить просто так, потому что на нём говорила бабушка. Нет, все несут какой-то пышный пафос о том, что это язык сотен миллионов и Ландау и Лифшица в придачу. Или вот, как здесь, переводов Сыма Цяня.

Пожалуй, мне не стоит говорить по-русски со своей маленькой племянницей. На кой ей Сыма Цянь, да ещё и ценой превращения в очередную мурому?
17th-May-2016 08:52 am (UTC)
Никто никого русским быть не заставляет. Это ваш личный выбор - быть или не быть русским. По интонации шантажа этот выбор в пользу не быть". Ну так Ваше дело!

Знать русский-как-иностранный никто не запрещает же.
17th-May-2016 09:54 am (UTC)
Да какой шантаж. Человеку без опыта сопротивления ассимиляции будет сложно понять, что тут не так, но эти формулировки действительно страшны. А уж если их встречать регулярно, то потихоньку начинаешь в компании друзей из Москвы или Волгограда автоматически напрягаться, услышав формулировку вида «наш человек» или «мы тут все русские». И поправлять. И бочком-бочком за линию «я его знаю именно как иностранный, и не смотрите на фамилию».
17th-May-2016 09:56 am (UTC)
Личный выбор этнической стратегии каждого, который не может влиять на стратегию русской нации в целом. Я это всё слышал тысячи раз и меня не пронять.
17th-May-2016 10:13 am (UTC)
С муромой, мерянами, мещёрой, голядью и чудью заволоцкой случилось ровно то же самое, что с вятичами и прочими кривичами. Они поднялись от уровня примитивных племен до уровня великого народа. Эволюционировали и прогрессировали. Хотите деградировать обратно - пожалуйста. Ваш личный выбор. Но мы, русские, не обязаны этот процесс оплачивать.
17th-May-2016 11:14 am (UTC)
И ровно то же потом скажут про любой народ, который согласится ассимилироваться в русских. Завидные перспективы, ничего не скажешь.
17th-May-2016 03:27 pm (UTC)
Разумеется, завидные. Стать русским - это огромная честь и удача.

17th-May-2016 05:20 pm (UTC)
Ну вот вы сообщите, допустим, сербу, что его примитивному племени следует эволюционировать в русских, а если его внуки будут знать по-сербски лишь пару слов — то это для них огромная честь и удача. За кого он вас примет и будет ли он вам рад? И это серб.
17th-May-2016 08:58 pm (UTC)
Хм, почему это сербы - примитивное племя?
Почему сербам (кстати как народу или какому-то индивидуальному сербу?) нужно эволюционировать в русских? (и почему вы используете термин из биологии - "эволюционировать" когда говорите о социальном?)
Не следует ли тут добавить такую штуку как личный выбор и принятие ответственности за свой выбор (и стало быть условия жизни твоих детей и внуков)?
Понимаете ли вы что "огромная честь и удача" означает как минимум наличие этапов с препятствиями необходимых для вхождения индивидуума в нацию, а не оправдание насильственной ассимиляции, каким вы его видите? Мне вообще ваше виденье кажется несколько параноидальным, если честно. Это скорее виденье СССР как постоянно расширяющегося пространства, идеологически унифицирующего всех кого он поглощает, чем виденье нации, которое вовсе не каждого готова в себя впустить (без разницы коллективно или индивидуально). Кстати об этом много в тексте, который выше.
18th-May-2016 03:40 am (UTC)
Мне кажется, вы не туда ответили. Формулировки взяты из этого и этого комментариев, я же их считаю вредной дуростью. Если ассимиляционист прямым текстом говорит «колобок-колобок, я тебя съем», то пусть не удивляется, что колобок от него убегает со всех несуществующих ног.

Сербов я взял как пример именно потому, что им в России традиционно принято сочувствовать. Вряд ли собеседник захочет себя представлять на месте удмурта.

Сам-то я считаю сербов очень интересным народом (хотя языком их владею куда хуже, чем русским) и желаю им существовать и развиваться и ни в кого не ассимилироваться. Если однажды некому станет слушать Балашевића — это будет печально.
18th-May-2016 03:54 am (UTC)
Да нет, я все правильно ответил.
18th-May-2016 04:12 am (UTC)
Значит, я вас неправильно понял.
18th-May-2016 09:49 am (UTC)
Видите ли, ассимиляционист - не злой волк, который прямым текстом говорит «колобок-колобок, я тебя съем».
Ассимиляционист - это добрый дедушка, который прямым текстом говорит: "колобок-колобок, будешь в одиночку кататься по лесу - обязательно сожрут".
18th-May-2016 09:43 am (UTC)
Допустим, я это ему сообщать не буду. Это ему решать.
Видите ли, перед сербами стоит реальная дилемма: стать албанцами или стать покойниками. И она периодически будет обостряться до конечного результата. Эволюционировать в русских у них реальной возможности пока нет. А вот когда появится, тогда и выслушаем сербов - что им больше по душе.
Видите ли, люди объединялись в большие народы и сильные государства не из-за стадного чувства, а чтобы к ним не пришла толстая полярная лисичка.
17th-May-2016 09:02 am (UTC)
Отличная и очень важная статья.
Однако существует проблема настороженного и даже агрессивного отношения некоторых русских националистов к нерусским, мировоззренчески причисляющим себя к русским. То есть что-то типа: "этот бурят будет тут еще высказываться как мне Родину любить".
Мне неоднократно встречались нерусские-русские, которые, будучи отвергнутыми "политическими русскими"(не русским народом) в поисках новой самоидентификации превращались то в афроамериканорепперов, то в исламистов, то еще в кого-нибудь. Например находили у себя предка кавказца, и никогда даже и не бывав на Кавказе, и не имея и близко их менталитета, превращались в агрессивных "грузин","осетин", "ингугей" и т.д. Кстати подобный мотив есть и у евреев. Ну то есть у парня бабка еврейка, а сам парень вполне себе русский националист. Однако общаясь не среди старых школьных друзей (которые о его происхождении и не думают), а среди коллег по общим убеждениям, последние ему о его происхождении неминуемо напоминают. В итоге он со стопятисотого вдалбливания признает, что он еврей и становится русофобом или же не в силах перенести отвержение и не собираясь по прежнему становиться евреем подключается к исламской идентичности, причем опять же радикальной.
17th-May-2016 11:48 am (UTC)
>Этнос это система по воспроизводству закрепляемых воспитанием с колыбели и культурой жизненных адаптаций и коллективных представлений.
Я очень легко могу представить себе, как различить это в народах XIX веке, и очень слабо понимаю, что под этим подразумевается в XXI веке. Где тот шибболет, который объединяет меня с любым соседом и разъединяет с любым жителем Джакарты или Парижа? Где определение не нации, а русской нации, которое позволило бы мне к ней как-то относится? А из моего общего с людьми "русского мира" много ли поводов для гордости, а не наших общих язв? С государством всё иначе - до некоторой степени благо государства - это моё благо, государство умеет доказывать своё объективное существование. В отличии от, как мне представляется, фантома этноса.
17th-May-2016 08:05 pm (UTC)
Эээ... пространство колыбельных который вам напевали в раннем детстве?..
17th-May-2016 08:08 pm (UTC)
О Джакарте промолчу из политкорректности, но даже в Париже очень быстро понимаешь, что ты не в России, а во Франции за пределами Парижа так и вовсе. Один раз столкнешься с тем, что поесть можно лишь 3 часа вечером и навсегда запомнишь разницу между французами и русским.
20th-May-2016 10:35 am (UTC)
Это все очень интересно, но нация - это политическое понятие, а не этническое. В ООН представлены политические, а не "этнические" нации. Там нет, например, "наций" ни селькупов, ни айнов, ни басков (хотя у последних есть государственное образование). Для "этнической нации" в русском языке есть понятие "народ", и я не вижу смысла употреблять общепринятые термины в фигуральном смысле для того лишь, чтобы и русским националистом остаться, и отмежеваться от идиотов из "Комитета Татьяниного дня".
This page was loaded Jan 18th 2019, 1:38 pm GMT.