Самым впечатляющим разделом доклада является характеристика Мейером причин кризиса и упадка Римского мира начина со II столетия нашей эры. Он отвергает ходячую теорию, что древний Рим погубило рабство. Дело не в нем, а в масштабном аграрном кризисе, в том, что Италия перестала сама себя обеспечивать хлебом, античные города высосали всю энергию из крестьянства и почти уничтожили его. Уже в позднем Риме идет процесс трансформации к «средневековым » в терминологии Мейера социальным формам — натуральному хозяйству, цеховой организации ремесла, появлению зависимых крестьян. Однако самое глубинное объяснение Мейер видит в духовной области — античную культуру погубило ее чрезмерное распространение. «Чем шире культура, тем она ниже» (стр. 77). И далее «Духовная культура иссякает, потому что ей более не ставится никаких задач, потому что все великие вопросы, глубоко волнующие умы, кажутся или разрешенными или безусловно неразрешимыми; чем больше распространяется общее образование, тем скуднее становится его содержание» (Там же).
Взгляд на кризис культуры как на её «исчерпание» является неожиданным, но в случае с античностью с ним непросто спорить. Прасимволы и смыслы античной культуры были ко II веку нашей эры раскрыты, пожалуй, с исчерпывающей полнотой, и дальше развиваться она могла уже только через смерть — в форме ли варварского разрушения, или глубочайшего внутреннего изменения через принятие Христианства. В любом случае — античность сама по себе полностью раскрылась и на этом кончилась.
****
Мне кажется формула "Чем шире культура, тем она ниже должна быть внесена в анналы и повторяться каждый раз когда речь заходит о мультикультурализме....
Напомню, так же, что за вчера мною опубликованы вызвавший массу споров очерк о Чехове: http://100knig.com/a-p-chexov-arxierej/
И рецензия на фильм "Гордость и предубеждение и зомби": http://100knig.com/gordost-i-predubezhdenie-i-zombi-2016/