Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

В поддержку прогрессивного налогообложения

Написал в поддержку введения прогрессивного налога. Понятны все против, особенно опасения, что планка будет установлена слишком низкая из серии "100 тысяч есть - значит буржуй". Но важно понимать и все принципиальные За.

https://um.plus/2016/09/23/progress-kak-dvigatel-naloga/

За годы конфликта с Западом Россия все больше и больше стала напоминать нормальную, чуть скучноватую, европейскую бюргерскую страну. Куда больше, чем сами западные страны, охваченные беженской веселухой и прочими радостями ползучего джихада. В нашей жизни стало гораздо меньше разнузданной кипящей в крови волюшки и куда больше правил, морализма, мелких буржуазных радостей и маленьких красивостей...

Именно прогрессивному налогу Запад обязан той самой конструкцией порядка и уюта, которая сделала его образцом в послевоенное «золотое тридцатилетие»... Именно прогрессивный налог стал той фабрикой среднего класса, которая преобразовала мир «принцев и нищих»...

Очевидная для Европы и Америки связь между социальным государством и высокими налогами и прогрессивной шкалой, ограничивающей концентрацию капитала в руках сверхбогачей, для нас совсем не очевидна, поскольку у нас просто нет соответствующего опыта...

Либертарианский тезис о том, что богатство человека зависит от его индивидуальных способностей, а потому государство не имеет права ни его ограничивать, ни «по-шариковски» требовать делиться «честно заработанным» с «нищебродами», — это ложь, причем, чаще всего, ложь заведомая и недобросовестная.

Если бы индивид опирался на свои собственные силы, то он, в лучшем случае, бродил бы сегодня полуголым по лесу опираясь на палку копалку.

Богач является пользователем и главным выгодополучателем совокупного общественного богатства, создающего такой продукт, который в рамках отдельного домохозяйства невозможен

Богатым является только человек в богатом и сложно организованном обществе. В бедном и слабо организованном обществе по настоящему богатых попросту не бывает.

Когда утверждают, что «богатые и удачливые» не должны платить за «бедных и неудачливых», а уж государство вообще никому ничего не должно, обычно забывают, что история государства и власти началась с того, что богатые начали платить за бедных.

Это только в советском учебнике про классовую борьбу эксплуататоры взялись ниоткуда благодаря появлению «излишков производства» и начали безжалостно эксплуатировать всех, кто попадется под руку. В реальности история богатства и власти началась с благотворительности… Завесу над тайной приоткрыл американский антрополог Маршалл Саллинз, изучавший экономику примитивных обществ от Новой Гвинеи и Гавайских островов до Новой Зеландии и задавшийся вопросом: как обстоит в них дело с «эффектом Чаянова».

Великий русский экономист, изучая традиционное крестьянское хозяйство пришел к выводу, что деятельность в нем подчинена простому правилу – с увеличением числа рабочих рук в домохозяйстве, крестьяне не увеличивали выпуск продукта, а снижали рабочее время, предпочитая больше отдыхать. Этот эффект наблюдался в самых разных обществах с архаичной структурой, от Европы до собирателей Австралии. И было совершенно непонятно, как при таком подходе вообще могли начаться накопление капитала и материальный прогресс. Казалось любые усовершенствования должны уходить в ничегонеделание.

Саллинз обратил внимание на одну группу аборигенов, чье поведение резко отличалось от остальных. Они работали от зари до зари, накапливали значительные материальные ценности, демонстрировали гораздо больше рациональности и изобретательности. Зачем они это делали? Эти люди вкалывали с утра до ночи и создавали запасы пищи для того, чтобы… раздать её односельчанам, устроить шумный пир и этим привлечь к себе сердца. Саллинз назвал эту группу «политиками», поскольку мотивацией их действий было приобретение политического и социального влияния и внутриплеменной власти.

Первые «вожди» не искали власти ради богатства, напротив, они создавали богатство ради власти.

«Материальный остаток, который время от времени перепадает вождю, не является основным смыслом организации. Смысл заключается в той власти, которую обретает вождь благодаря тому, что позволяет определенной части добра перепасть народу. А в более крупном масштабе вождь, поддерживая таким образом общественное благосостояние и организовывая общественную деятельность, создает общественное богатство, не доступное отдельным домохозяйствам ни как желанное, ни как возможное. Он устанавливает общественную экономику, превосходящую сумму экономик домохозяйств, составляющих общество…

Слишком часто и слишком механистически объясняют антропологи появление организации вождей появлением излишков общественного производства. В историческом процессе зависимость должна быть по меньшей мере взаимной, а при функционировании примитивного общества она, скорее всего, была обратной. Лидерство постоянно стимулирует излишек домашнего производства. Развитие иерархии и вождества становится, в то же время, развитием производительных сил».

(Маршалл Саллинз. Экономика каменного века. М., ОГИ, 1999 с. 135 )

Итак, повторим еще раз. Богатство – это продукт общественной экономики, превосходящей сумму экономик отдельных домохозяйств. Роль богатства и власти в этой общественной экономике состоит не в том, чтобы присваивать себе как можно больший продукт за счет бедных, а в том, чтобы провоцировать и стимулировать рост производительных сил, в том числе и за счет перераспределения от богатых к бедным.

Прогрессивный налог – это справедливая система в которой каждый отдает обществу пропорционально тому, сколько он получает из общественного богатства...

Не надо путать прогрессивный принцип налогообложения с повышением налогов. Прогрессивный принцип означает, что какие-то категории граждан могут платить налоги ниже среднего, или вовсе быть от них освобождены, если их «спрос» с государства невелик, экономический вклад – значителен, а сохранение денег в их карманах стимулирует платежеспособный спрос.

В конечном счете – стимуляция платежеспособного спроса для государства более важная задача, чем фискальное равновесие и экономия на расходах

Скажем, «сэкономленные» на предполагаемом повышении пенсионного возраста миллионы и миллионы рублей, это деньги сэкономленные только для минфина, а для рынка – от производителей очков до продуктовых сетей, это деньги потерянные. Это не пополнение казны, а катастрофа для совокупного спроса. В обществе есть такие экономические агенты у которых деньги нужно забирать, а есть те, кому их необходимо давать – причем и то и другое именно для того, чтобы экономика работала без сбоев.

Экономический смысл прогрессивного налога в том и состоит, чтобы забрать деньги у тех, кто занимается малоосмысленным сверхнакоплением и тратами на предметы роскоши и передать тем, кто тратит их здесь и сейчас, поддерживая сегодняшнюю промышленность, сельское хозяйство и сферу услуг.

Поэтому налоговые ставки должны быть низкими (или вообще отсутствовать) для тех, кто тратит, разумными для тех, кто копит и инвестирует, и высокими для тех, кто сверхнакапливает, спекулирует или транжирит.

https://um.plus/2016/09/23/progress-kak-dvigatel-naloga/
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…

  • Мои твиты

    Вт, 11:25: Заключительный выпуск Муравьевского цикла - самый важный. https://t.co/DZ75bce6Ia Это рассказ о настоящей русской революции,…

  • Мои твиты

    Пн, 08:36: Только что опубликовано фото https://t.co/koSvz5BPZn Пн, 10:20: Задзенил свои мысли о Евгении Онегине как о романе культурных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Мои твиты

    Вт, 13:20: Ну и не мог не задзенить про Пушкина "негра". https://t.co/mvlvvMLTWP Юный Пушкин был светло-русым блондином. «У меня свежий цвет…

  • Мои твиты

    Вт, 11:25: Заключительный выпуск Муравьевского цикла - самый важный. https://t.co/DZ75bce6Ia Это рассказ о настоящей русской революции,…

  • Мои твиты

    Пн, 08:36: Только что опубликовано фото https://t.co/koSvz5BPZn Пн, 10:20: Задзенил свои мысли о Евгении Онегине как о романе культурных…