Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Categories:

Памяти Ансамбля имени Александрова.

Написал об Ансамбле имени Александрова как об одном из точнейших выражений русской культуры - здесь военная песня сливалась с народной в нерасторжимое целое.

http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/143287-solovi-nashi/

Рассказывают, когда Спарта изнемогала в тяжелейшей войне, она обратилась к афинянам, попросив прислать опытного полководца. Спартиаты были потрясены и раздосадованы, когда в ответ на просьбу притащился колченогий старик. Но их изумление длилось лишь до тех пор, пока они не услышали голос его лиры и не вняли словам его мужественных песен. Под звуки боевой музыки, распевая хором сочинения Тиртея, спартанцы победили врагов. И так было не раз и не два — знаменитый Леонид и его триста героев тоже шли в бой с песней на устах…

Роль музыки на войне огромна. Песня укрепляет сердце, мелодия задает ритм. Солдат не может не петь, и пока он поет — он сражается. Но мало где среди современных наций искусство военной песни развито так, как в России. Если в шутку можно согласиться, что истинной национальной одеждой русских является военный мундир, то утверждать, что в нашей традиции народная и военная песня слились в единое целое, приходится совершенно серьезно.

Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова — одно из совершеннейших воплощений русской культуры. Не только достояние нашей национальной памяти (26 июня 1941-го. Белорусский вокзал. «Священная война»), но и своего рода визитная карточка русских в мире. Этот хор пленял всех — от Токио до Ватикана, подтверждая, что русская армия — не голая сила, а великая культура и грандиозная идея, что для нашего народа война, (неизбежная спутница человеческой жизни) — не только разрушение, но и стимул к творческому созиданию.

Меня всегда поражало это в наших военных песнях, таких, как «На солнечной поляночке» и «Соловьи» Соловьева-Седого и Фатьянова, — визитных карточках Ансамбля Александрова. Вот идет война, самая ужасная в истории человечества. Как может ответить на нее культура? Либо бравурными маршами, либо жизнелюбивой лирикой о мирных деньках. Так это и выглядело у немцев: то трескотня во славу Рейха, то сентиментальная «Лили Марлен», где войны-то, собственно, и нет.

Никто не думал, что на войне можно лирически, любовно, с живым настоящим чувством петь… о войне. О соловьях, мешающих солдатам спать, о девушке, кокетничающей с парнем, требуя от него заслужить сперва орден, о высоких чувствах к смуглянке-партизанке. Не думал, пока не появилась наша военная песня — поразительный сплав мужества, жизнестойкости, веселья, юмора, лирики и любви. Песня народа, который на смертельную угрозу отвечает не меньшим, а большим уровнем творчества, чьи музы во время разговора пушек не молчат, а сражаются.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments