Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Холмогоров

Холмогоров

В общем вся эта истерия вокруг Ивана Грозного вынудила меня изложить систематический взгляд на эпоху и личность этого правителя и расставить некоторые точки над ё.

Это было оформление России, причем сразу в четырех аспектах: оформление России как пространства, оформление места России в глобальной системе, оформление России как национального государства современного типа, и оформление русской культуры как целостной системы.

Напомню, что теперь статьи на Уме можно не только читать, но и слушать.

https://um.plus/2016/10/16/chety-re-podviga-ivana-chetvertogo/

Сванидзе Николай Карлович, вот уже двадцать лет навязывающий себя нашему обществу как знатока истории, сообщает: «И Генриху VIII, который тоже был кровавой скотиной, никто за это памятников в Англии не ставит». Два клика мышкой и вот уже перед вами статуя прототипа «Синей Бороды» на здании лондонского госпиталя Бартс, установленная еще в XVIII веке, а вот аж две статуи разного стиля и качества в Кембридже. Когда я сообщил своему знакомому из Оксфорда открытие Сванидзе, тот только рассмеялся: «У нас его портрет висит в столовой!»

Кровавый душегуб, чьим главным преступлением была отнюдь не штучная выбраковка жен, а массовый разгром монастырей, при разрыве с католицизмом и массовое же жестокое избиение протестовавших против протестантства участников «Благодатного паломничества», оказывается, тем не менее, вполне легитимным и весьма популярным персонажем английской и вообще европейской истории. Нашумевший сериал «Тюдоры» посвящен не отцу и не дочерям Генриха VIII, а именно ему самому. Сериал, кстати сказать, прокатолический, в целом к королю довольно критичный, но главный герой в исполнении Джонатана Рис Майерса все равно сохраняет в нем изрядное обаяние.

Эта история, кстати, имеет очень поучительный финал: Генрих заставляет Ганса Гольбейна переписать свой портрет, на котором он изображен стариком, стоящим одной ногой в могиле. «Этот портрет – ложь!» – восклицает он. Ложь не потому, что изображает подлинное лицо коронованного льва в конце его зимы, а потому, что минутно схваченный телесный облик не передает идею царствования Генриха, которое в целом было сколь ужасным, столь и великим. И художник переписывает портрет, создавая то каноническое изображение в полный рост, которое и станет прототипом всех статуй короля, о которых господин Сванидзе оказался не в курсе.

Ровно то же можно сказать и об Иване Грозном. Если мы попытаемся охватить одним взглядом, выразить одним образом все полвека его царствования, то образом эпохи станет, конечно, не истерично-кровавое полотно Репина, а величественный образ, созданный Васнецовым – царь суровый, жестокий, горделвый и кровожадный в своей горделивости, но царь собирающий в себе всё величие, всё историческое движение России, выплескивающейся на две части света, всю роскошь и утонченность искусства и литературы той эпохи. Иван Грозный Васнецова ужасен и роскошен, как ужасна и роскошна его эпоха, сотканная из золота и пурпура.

Если смотреть на эпоху Ивана Грозного с высоты птичьего полета (а именно на такой взгляд ориентируются памятники), то что мы увидим?

Прежде всего, царствование Ивана Грозного имело своим результатом изменение масштаба русского пространства, а следовательно и русской истории. Присоединение Казани, Астрахани, и объединение под царской рукой всего Поволжья. Начало борьбы с Крымским ханством за Дикое Поле, плодом коего было формирование казачества, создание Большой Засечной Черты и строительство городов-крепостей, включая Орел, увековечивший ныне своего основателя. Выход русских на Кубань и Терек. И, наконец, начало блестящей Сибирской эпопеи в которой царь сумел использовать в государственных целях энергию русского предпринимательства в лице дома Строгановых.

Россия Ивана Грозного стала той Россией, для которой со всей определенностью начал действовать эффект «отдачи от масштаба», который обязательно рекомендовал принимать во внимание изучая Россию выдающийся американский исследователь Уильям Мак-Нил.

Именно при царе Иване Россия стала глобальным геополитическим и геоисторическим игроком, действия которого оказывают долгосрочное влияние на весь ход мировой истории. На южном фланге Россия оказалась невольным участником великой антитурецкой войны. Именно поражения, нанесенные Османской империи и её крымско-татарскому вассалу на Мальте (1565), под Астраханью (1569), при Лепанто (1571) и у Молодей (1572) остановили раскручивание маховика османской экспансии в Европе и Азии. Султаны стали переходить к обороне.

Однако по загадочным причинам война за Астрахань, в которой князь Серебряный разгромил присланное из Константинополя 30-тысячное турецкое войско, в нашей истории забыта. Еще более чудовищным является пренебрежение битвой при Молодях, хотя в ней решалась сама судьба России. Эта битва по праву должна находиться в одном ряду с Куликовской, Полтавской, Бородинской и Сталинградской, а её герои – князь Воротынский и воевода Хворостинин – войти в пантеон величайших русских полководцев.

Posted by Холмогоров Егор on 16 окт 2017, 04:11

from Facebook
Tags: из Facebook
Subscribe

  • Сайт 100 книг и ваша поддержка

    Друзья, с некоторым занудством напомню, что сайт "100knig.com" и связанные с ним проекты - видеоканал и подкаст существуют исключительно при вашей…

  • Мои твиты

    Чт, 21:36: Писатель Егор Холмогоров высказался за установку памятника князю Александру Невскому на Лубянке https://t.co/Rpau85KEdz Чт,…

  • Мои твиты

    Чт, 08:27: О Русской Весне и Русском национальном государстве на Донбассе. Разговор Егора Холмогорова с Александром Чаленко и Александром…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments