Eгор Холмогоров (holmogor) wrote,
Eгор Холмогоров
holmogor

Category:

Холмогоров

Холмогоров

Поскольку в уходящем году я полтора месяца провел читая Мартина и прочел всего, то было бы странно ничего о нем не написать.

http://100knig.com/dzhordzh-martin-pesn-lda-i-plameni/

Мартин взялся написать «последнюю фэнтези», талантливо объединив практически все классические для этого литературного жанра топики: турниры, казни, битвы, осады, гербы, штандарты, хартии, вассальные присяги, взятие замков с помощью предательства, драконы, колдуны, принцессы, человеческие жертвоприношения, пророчества, ясновидение, воскрешения, зомби, пираты, разбойники, гладиаторы, наемные убийцы, варвары грубые, варвары изнеженные, эпидемии, бордели, театры, рынки, работорговцы, великая стена, высокая башня, древние руины, похороны, публичный позор, тайные ордена, наконец пиры с устрашающими каталогами съеденного и поданный на свадьбу пирог из Фреев…

Семьи, великие дома, вообще удаются Мартину лучше, чем одиночные герои, позволяя в некотором смысле «распределить» образ, вложить в него глубокую философскую идею. Особенно глубоким получился образ Ланнистеров. Ланнистеры — это Запад. А Запад — это Ланнистеры: богатые, умные, властолюбивые и исключительно жестокие. Дом Ланнистеров это образ «вполне западных людей», квинтэссенция западной геокультуры. Тайвин воплощает в себе власть, амбицию, ум, характерные для изначального западного импульса. Серсея и Джейме — расточительное и самовлюбленное потребительское общество. Джейме — цареубийца, как и самые известные западные народы. При этом он мучится тем, что под его именем в книге рыцарских подвигов не стоит ни одного значимого деяния, несостоятельность по сравнению с прежними поколениями его гложет. Серсея представляет собой западную элиту как она есть сегодня — развращенную, властолюбивую, жестокую и при этом глуповато-ограниченную, но из-за этого решающую проблемы лишь с еще большей жестокостью. Тирион — образ западного интеллектуализма, который слишком капризен, своеволен, а потому оказывается не ко двору и в итоге грозит убить всю свою семью. Наконец, Джоффри — образ своего рода фашизма, как он видится либералу Мартину, трусливого своеоволия, замешанного на садизме...

Множественность повествователей со множественностью точек зрения позволяет оттенить тот факт, что главным героем эпоса Мартина является асинхрония, информационная асимметрия столь характерная для дотелеграфной эры. Ключевой движитель событий — то, что в своих планах, надеждах намерениях, даже в своих эмоциях, герои руководствуются информацией устаревшей на несколько недель, а то и месяцев. Герои постоянно рассчитывают на давно убитых людей, стремятся найти помощь в замках, которые давно захвачены врагами и т д. Ключевая сцепка непоправимых событий, ведущих к кризису и началу династической войны, вызвана тем, что в Королевской Гавани знают о том, что Кейтлин захватила Тириона, но не знают о его освобождении....

В «Песни льда и пламени» схватываются две модели мира – архаически-магическая, где есть место драконам, белым ходокам, магии крови и прочему и схоластически-просвещенческая, защищаемая орденом мейстеров из Цитадели Староместа, во второй модели все базируется на знании и никакого места для магии нет и быть не может. В саге Мартина мейстеры не просто отрицают магию, — они убивают её. Именно они целенаправленно извели драконов, с которыми связана действенность магии в мире. Именно они содействовали вырождению и падению династии Таргариенов, которая была слишком магической.

Posted by Холмогоров Егор on 31 дек 2017, 04:41

from Facebook
Tags: из Facebook
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments